Ок, давайте рассмотрим всякие шпильки поближе. Не буду говорить про очевидные дыры в сюжете и постараюсь без больших спойлеров.
Белые франкофоны (что, в общем, отдельный повод для ржаки: у французов начинает болеть жопа, когда им говорят про латинскую, т.е. не вполне расово верную для белых, кровь в их жилах), не стесняющиеся говорить на английском с акцентом, живут на космостанции, напоминающей
президиум Цитадели ошвейцаренный Лазурный берег Майями. Ну, то есть, самый такой нуворишский рай (никакой вам Ломбардии) под управлением толерантного то ли магрибца, то ли индуса — короче, привет Миталам. И за их безопасность отвечает придерживающаяся конкретно правых взглядов блондинка с белой-пребелой фамилией Делакур, которую авторы в определённый момент по-любому подумывали заменить на Ле Пен. При этом непонятно, как элизиумцы работают, учитывая, что основателю Armadyne — ни много ни мало творцу Элизиума! — приходится аж на Землю летать или договариваться с министром о мятеже на станции, чтобы вновь сделать компанию — основу всего строя! — прибыльной и любопытной инвесторам (в общем, удивительная монополия с влиянием на быт, но не на деньги), но нам то и дело показывают нежащихся под солнышком
белых воротничков.
Но они всё-таки работают! Например, в штабе обороны или бойцами гвардии. Да, роботы чистят толчки и всякое такое, но вы прикиньте: некоторым детям самых богатых жителей Земли, потратившихся на билет до Элизиума, теперь приходится работать какими-то сраными координаторами и агентами местной ФСО. Что, впрочем, для правых ребят не так уж и зазорно. Но всё равно оцените: решение сбить шаттл с мигрантами или взять президента под
белы рученьки — это всё не за искусственным интеллектом закреплено. А вот отказаться арестовать новых граждан Элизиума, резво послать десятки чудокапсул или ждать команды на защиту человека-босса — это он может. Ну, т.е. такой HAL 9000, получивший диплом в сфере ГМУ. Впрочем, три с половиной закона робототехники, вся фигня. Роботы могут — да людишки не хотят, ага. А как дали добро — так пошли строить социализм. Но социализм этот возможен, потому что кто-то когда-то придумал этих роботов и эти камеры исцеления. А его за это на каких-то задворках совершенно без почестей угондошивают гопники-идеалисты под управлением герилья-лидера по имени Паук (потому что, видать, безудержно мечтает о перераспределении благ, и потому бескультурно всё вокруг метит своей «паутиной»), старательно отращивающего у себя Че Гевару. Идеалы соответствующие.
Плавно переходим к жителям Земли. Здесь Бломкамп забыл, что в будущей трущобной агломерации Лос-Анджелеса всё-таки должно что-то виднеться от прежнего Лос-Анджелеса, поэтому опять изобразил ра
ён нумер девять. Совершенно безликий и засушливый, что как бы должно намекать на истощение земных ресурсов. Но фигня же. У всех трущоб есть свой колорит. Вы всегда поймёте: бразильские они или индийские. Ну, ок, небоскрёбы-сквоты показали, но маловато будет (их более подробно можно изучить и в третьей, что ли, серии свежего сезона Homeland), трущобы уже сейчас
местами довольно хитры, чего уж говорить о том, что к середине XXII века придумала бы народная смекалка. Ну да ладно. Другое дело, что и колорита ни разу не видно. Бедность интернациональна? Да там на весь фильм пара азиатов и негров — в рамках статистической погрешности. LA в фильме полностью латинизирован (естественно, с католическими монашками), white trash слился с латиносами. Но вот где ж весь центрально- и южноамериканский жир? Какие-то выведенные маркером робкие граффити-теги на стенах видны (мол, не забудьте, я когда-то жил, вот память обо мне), но не далее того. Положение спасает тема с криминальными проступками главгероя. Чем может в XXII веке заниматься метис, выросший в мире латинских банд? Правильно, угонять тачки! Тачки, ёпт! Колко. Жалею, что забыли до кучи лоурайд вплести.
Земляне, помимо прочего, отличаются тем, что болеют. И болеют страшно и долго. Вот всё помрут, да никак не помирают, чем напрягают своих родственников и остатки системы собеса и здравоохранения. А обедневшие люди, конечно же, филантропы, поэтому никто никого ночью не душит подушками. В общем, полная «Россия-1» субботним вечером. И вот этот калечный мир всё пытается мигрировать на Элизиум. Не-е-ет, не чтобы жить на пособие, а попасть в чудокапсулу для исцеления от всего сразу. Вломиться в чей-нибудь особняк и попасть в капсулу. И сразу на пункт депортации. Но тут уже, конечно, не над чем особо смеяться. Ну, кроме того, что это, по сути, адаптация мигрантского мифа о скрытых в сытом мире богатствах и благах, которыми золотой миллиард только из жадности не делится, хоть сам не так уж в них и нуждается, а только всё копит и копит, проклятый.
Что там ещё было? А, ну Россия присутствует исключительно русскоязычными надписями на боеприпасах, экзоскелете, а также былинным калашом, т.е. выступает поставщиком аргументов для желающих поспорить царьков. Опять же роботы весьма странно заменили людей: на заводе есть синие воротнички, но вот всякие инспекторы по надзору и копы — уже роботы и ИИ. Или заводской робот-санитар, выписывающий лекарство. Валерьянка, там, с предупреждением о возможности летального исхода. Ну, предложение покалечить или убить незаконно скачавшего инфу из мозга. И прочая банальность зла. Сами увидите, просто контролируйте при просмотре эмоции и симпатии, вспоминайте другие антиутопии — и фильм местами доставит удовольствие, какое можно доставить иронизация страха.
И плюс, конечно, кадры вида Элизиума с Земли. Картинка минималистичная, но торкающая.