Arseniy
Posts: 27569
Has thanked: 863 times
Have thanks: 4338 times
|
«Чаппи».
Кажется, чем больше лет мне исполняется, тем сентиментальнее и впечатлительнее я становлюсь. Уже который раз за год я смотрю фильм, после которого мне невыносимо хочется поделиться с кем-то впечатлениями о нём, сумбурными, непричёсанными, но которые кипят во мне. Но я исправно на это забиваю, отделываясь парой общих фраз и краткой характеристикой. Сейчас-то ситуация вроде и та же, но всё же чуть иная. Мне очень хочется высказать всё, и смолчать тут никак не получится. Хотя бы из-за того, что эта лента Бломкампа подарила мне довольно непривычный (или хорошо забытый?) опыт, который я ценю.
Понятно с каким настроением я шёл: оценка на «Томатах», «Метакритике», «Критиканстве», почерпнутые из зарубежных и отечественных рецензий претензии к сценарию, сюжету, темпу повествования. Да и я многократно повторял, что мне не по душе творчество Нила: я не мог проникнуться «Районом №9», а «Элизиум» вообще оказался памятником неосуществлённой мечты о хорошем кино. Но вот что я скажу: всю эту предвзятость с меня сдуло уже минуте на пятой фильма. И дальше я просто смотрел. Два часа я просто не мог оторваться от экрана. Дальше, разумеется, пойдут чистейшие субъективные впечатления, но всё же. Фильм очень эмоциональный, он одновременно и отчаянно-депрессивный и очень светлый, дающий некоторую надежду, что всё не так плохо. И дело совсем не в декорациях — да, Йоханнесбург, трущобы, где или ты лезешь из шкуры вон, чтобы выжить, или просто подыхаешь. Но эта история могла произойти где угодно. Собственно, если дебютный фильм Бломкампа был достаточно крепко связан с геополитикой: апартеид, чудовищное наследие ЮАР и вот это всё, то здесь этого нет. Это могло случиться в Детройте (как в «Робокопе»), хоть в Москве.
И вот тут я вынужден совершить серьёзное признание, почти каминг-аут. Я плакал на этом фильме. Всю вторую половину я изо всех сил пытался сдержаться, сжимал зубы, но ничего не получилось. Да что уж там — я пишу вот это, прокручивая в голове некоторые сцены, и в горле опять встаёт комок. При том, я достаточно чёрствый, мало склонен к внешним проявлениям эмоций, да и не вспомню даже, когда последний раз меня настолько трогал фильм. Я «Хатико» смотрел с покер-фейсом! А тут — просто не получилось оставаться равнодушным. Бломкамп безжалостен и к своим героям, и к человечеству в целом, но при том, события его фильма хоть и представляют наш вид как мерзкую и сволочную кучку отбросов, имеющую склонность ради своих целей идти по головам других, он всё-таки не заливает всё чёрной краской, показывая, что всё равно человек способен на эмпатию, сочувствие, на благородство, причём, даже тот, на ком давно стоит поставить крест.
Я просто не могу взять в толк, к чему здесь можно придраться настолько, чтобы поставить фильму двадцать баллов из ста. Я видел претензии к темпу, мол, нас будто катают на американских горках, то показывая что-то очень крутое, то что-то неимоверно скучное. Я не могу с этим согласиться. В фильме совершенно нет простоев, напротив, чем дальше — тем напряжённее и пронзительнее. Каждая сцена ценная и находится ровно на том месте, где ей и должно быть. Да, сюжет определённо перекликается с «Робокопом», «Искусственным интеллектом», «Я роботом», но он всё равно вполне самостоятелен и, что главное, до сих пор достаточно свежий. И сценарий вышел отличным. Можно покопаться и начать бурчать о том, что вот, де, тут логика нарушена, вот тут недостаточно научно для научной фантастики и вообще… Но не хочется, честно признаться. Обёртка-то из фантастики, но суть в ней общегуманистическая. Характеры, отношения между персонажами, их развитие — всё на месте и всё выполнено безупречно.
Актёрские работы? Блестящие. «Ди Антвурд», которые в принципе не являются актёрами и даже в фильме играют, в общем-то, себя: носят те же имена, майки с собственными лицами и так далее, держатся так, что им веришь. А в последней трети они просто играют на износ. Шарто Копли, который играл самого Чаппи даже в русском дубляже настолько убедительный и живой, что я даже не представляю, как же это всё звучит в оригинале (на который, конечно, я обязательно пойду). Ещё Энди Серкис доказал, что показывать потрясающую актёрскую игру можно и без демонстрации собственного лица. Копли это только подтвердил. Джекман? Тоже великолепен, его герой негативен, но трудно назвать его злым. Просто он человек, движимый своими убеждениями, идеями, целями и готовый для их достижения на что угодно. Единственный минус — Уивер. Нет-нет, сама Сигурни прекрасна, но вот опять она появляется в фильме всего минуты на три. Почему она последнее время играет так мало, предпочитая эпизодические роли, почти камео? Не пойму. И, наконец, Патель, которого раскопал ещё Бойл. Почему он снимается так мало? Парень безумно талантлив. И тут он ещё круче, чем в «Миллионере из трущоб» (а это был очень хороший фильм, кто бы что не говорил).
И вот после всего этого я открываю то же «Критиканство» и читаю там следующие рецензии: «И хотя «Чаппи» — самый веселый, разбитной и развлекательный фильм от режиссера». При том, что там вся вторая половина щемящая, жестокая и беспросветная, где смеяться вовсе не над чем. У меня, честно признаться, от этого жопа горит так, что небось с Луны засечь свечение можно.
|
|