Machinae Supremacy — A View From The End Of The World (2010)Можно сбиться со счёта, следя за тем, сколькими уникальными метал-группами тяжелая сцена обязана лейблу
Spinefarm Records. Разумеется, как и любая коммерческая компания, лейбл заботится о своей прибыли в первую очередь, однако количество подписанных им начинающих и неизвестных талантов, несмотря на то, что контора эта довольно крупная и известная, поистине впечатляет. Не то чтобы большой процент обитающих там групп добился серьёзной известности, работа этих финнов ценна другим — тем, что они создали условия для существования и развития большого количества финских и шведских групп с оригинальными идеями или просто классным материалом, которые в противном случае продолжали бы штамповать демо-записи в надежде на контракт или вообще загнулись бы в безвестности. И если какая-то группа подписана на
Spinefarm, с полным основанием можно ждать от неё музыки качественной и интересной как минимум, а если повезёт, то и чего-то большего. В году 2006-м
Spinefarm подписали команду из небольшого приморского городка Лулео, что в Швеции, называвшуюся
Machinae Supremacy (MaSu), которая к тому времени уже была весьма популярна в сети благодаря своему уникальному стилю, комбинирующему метал и восьмибитное звучание синтезатора SidStation, и предложенным в большом количестве в свободное скачивание на их официальном сайте трекам, и даже имела за плечами один полноформатный альбом, вышедший в 2004-м и называвшийся
Deus Ex Machinae (DXM). С тех пор утекло много воды, группа выпустила ещё два полноформатника, произошли изменения в её составе и прочие типичные для любого коллектива события. Долго ли, коротко ли, в году 2010-м у
MaSu вышел четвертый по счёту полновесный альбом под названием
A View From The End Of The World.
Если бы кто-то поставил этот альбом сразу после дебютного
DXM, он бы заметил, что группа за прошедшее время научилась… научилась… ВСЕМУ? Нет, правда, кажется, эти парни могут всё! Начав на заре своей, не знаю уж, насколько туманной, юности с интересного концепта и моря синтезаторного звука под тяжелые гитары, шведы доигрались до совершенно дикого коктейля из пауэра, хэви, альтернативы, поп-рока и панка, с по-прежнему уникальными для метала сэмплами, а также монстроидными, разрывающими сознание соло — и это сочинили и сыграли музыканты, изначально на гитару почти не ориентировавшиеся. Тут нет нужды выковыривать одну гитару из-под другой, как изюм из чёрствого батона, сдвоенные партии прописаны совершенно отчётливо и безукоризненно, ну а сами соло… за исключением соло в
Cybernesis, которая и сама целиком сыграна в хэви-металическом ключе, все остальные просто вгоняют в экстаз. Это квинтэссенция раскрепощённой и гениальной мелодической обкатки самых вкусных нот каждой композиции, это и настоящее искусство, и просто десятки игл, вонзающихся аккурат в nucleus accumbens, центр удовольствия. Катарсис наступает в конце третьей минуты
Rocket Dragon, когда Йонас «Гибли» Рёрлинг и Андреас «Гордон» Гердин, два гитариста
MaSu, играют соло в минуту с хвостом длиной. Кто такой Гас Джи? Роланд Грапов? Тимо Толкки? Андре Олбрих? Кто все эти люди, могут ли они или кто-то ещё написать двенадцать идеальных соло для тринадцати полноценных треков на одном лонгплее? Ответ, кажется, отрицательный. О том, какие гитарно-клавишные дуэли получаются при использовании SidStation и какое клавишное соло можно услышать в
Crouching Camper Hidden Sniper, лучше вообще скромно умолчать. Добавьте к этому супермелодичный стиль риффовки, ироничную лирику, музыкальный и текстовый юмор, и вы получите некоторое представление о том, что за группа записала этот альбом. И это лишь общие слова. «Копать» в детали тут, кажется, можно бесконечно.
Возможно, Роберт «Газз» Стьернстрём и не самый одарённый в смысле диапазона вокалист, но он а) своими связками, какими ни на есть, владеет в совершенстве б) мастерски интонирует текст, о чём бы он ни был, будь то усмешка и камень в огород мировых религий, традиционная для группы тематика видеоигр, обычно облечённая в весьма смешные лингвистические конструкции, осмысление социальных проблем или вообще какая-нибудь выдуманная история в) поёт такие партии, что уже не важно, кто там находится за микрофонной стойкой, так как на вокал приходится богатейший спектр мелодических зарисовок. Большинство убойных, выворачивающих душу партий спето с придыханием и на очень низких нотах, невероятно необычный стиль (попробуйте напеть мягкую, но эмоциональную строчку
«I see it all laid to waste…» в
A View From The End Of The World, почти шёпот
«Run, run away…» в
Rocket Dragon или вкрадчивое
«You’re in hell and this is your own fault…» в
Persona, и вы легко получите представление о том, что имеется в виду). Эксцентричный для жанра вокал стал не корявым экспериментом, но яркой находкой, для многих он окажется препоной на пути к тому, чтобы полюбить эту группу, но уж если понравится он, то понравится и почти любой на альтернативной сцене.
В музыке присутствует множество ни с чем не сравнимых по красоте «штилевых» пассажей, когда гитарами не снимают скальпы, а агрессия отсутствует как факт и явление: волшебные, сказочные прикосновения электропиано в
Persona, затишье перед мелодическим апокалипсисом в куплетах
Remnant, эклектичные проигрыши в
Force Feedback, переходы и концовка в
A View From The End Of The World, когда гитары в единый миг срываются вниз со скалы, оставляя за собой растворяющийся в воздухе клавишный шлейф, и, наконец,
World Of Light, смягчающий переход ко второй части альбома, интро, о котором вообще достаточно сказать лишь то, что басовая линия там интересней клавишной. В то же время
MaSu прекрасно чувствуют, когда песню надо «взорвать», и с тем же успехом распрямляют спираль музыкальной пружины в те секунды, когда это необходимо. Роль пружины выполняет Роберт: скоростные куплеты sid-панковой
Shinigami грудой риффов обваливаются на слушателя на строчках
«I long only for nightmares, FOR APOCALYPSE AND WAR» и
«So ready to inflict his sense OF JUSTICE ON MANKIND», припев
Remnant воспламеняется от взятых сияющих высоких нот (
«TELL ME if sun remains…»), а лучше всего данный приём проиллюстрирован в конце
Action Girl, к которой визуализируется только один образ — после слов
«Just take your clothes off AND ENJOY!» Роберт от захлёстывающих эмоций швыряет микрофон в стену, и тот разлетается на сотню кусочков, не выдержав накала страстей. Гитарная мелодия даже не возносится в облака, а стартует с третьей космической К ЧЁРТОВОЙ МАТЕРИ из Солнечной системы. Кроме того, группа больше не заливает диск доверху галлонами чиптюна, но использует и его, и клавишное сэмплирование в более умеренном ключе и вообще демонстрирует подлинное мастерство аранжировки.
Всё это позволяет говорить о мощнейшей, максимальной, тройной мелодике, редчайший случай, когда вокал, гитара и клавишные присутствуют одинаково явно и равнозначно, ничто не уступает и не умаляет ничто другое в значимости. Будучи рождены из одной мелодической плазмы, три инструмента и берут на себя лидерство, и звучат в согласии друг с другом, в зависимости от того, что требуется в каждый определённый момент времени.
Что касается звука, то несколько удивительно, что альбом звучит не настолько тяжело и «металически», как
Overworld, который был однозначно ориентирован на гитарную составляющую (удивительно, потому что Spinefarm явно нацеливались на то, чтобы сделать из группы полновесную тяжёлую боевую единицу). Несмотря на это, гитарные партии с лёгкостью можно признать лучшими за всю дискографию
MaSu, запилов по диску наберётся вагон и маленькая тележка, половина риффов оформлена чётко под лид, а не под ритм, можно взять практически любую композицию, в особенности заглавную,
Action Girl или
Rocket Dragon, прислушаться к ведущей гитаре — и очнуться через три полных прослушивания альбома, вынырнув наконец из изумлённого оцепенения.
DXM к таким материям отношения не имел вовсе,
Redeemer даже соло не особенно баловал, хотя, пусть они и были короткими, но талант музыкантов в их сочинении был очевиден уже тогда,
Overworld, как более металическая пластинка, был строго разбит на «риффы отдельно, котлеты отдельно», и наконец
A View From The End Of The World есть полная композиционная свобода, причём, в общем-то, не только в этом аспекте. Тем интересней услышать всё это в формате весьма альтернативно-ориентированного продюсирования, то есть с чуть песочным, преднамеренно-грязноватым звуком.
То, что
MaSu являются одним из самых экспериментальных коллективов, имеющих отношение к пауэр металу, для знакомых с группой слушателей в дополнительном разъяснении не нуждается.
A View From The End Of The World стал в известной мере экспериментальным альбомом для самих
MaSu. Первая половина — более пауэр металическая, вторая половина почти целиком отдана на откуп различным экспериментам со стилями: припанкованные
Shinigami и
Crouching Camper Hidden Sniper, целиком поп-роковая по сути своей
The Greatest Show On Earth и отчасти отдающие тем же
Action Girl и
One Day In The Universe, DXM-нутая
Indiscriminate Murder Is Counter-Productive, хэви-металическая / хард-роковая
Cybergenesis, тотальное отличие которых от остального материала совершенно не выдёргивает их из общего контекста, что, к сожалению, случилось на
Overworld с
Gimme More, SID Icarus и даже отчасти со
Skin. Оканчивается альбом так же, как и начался: четвертая часть
March Of The Undead, Remnant, продолжающая линию гимнового, эпичного звучания части третьей, возвращает слушателя к плотному, насыщенному звуку заглавной вещи, открывающей альбом, а также закрывает начатую в ней тему горького сарказма о сущности монотеистических религий.
Machinae Supremacy шли к тому, чтобы записать
A View From The End Of The World, и в этом смысле он не явился полной неожиданностью, но на столь искусную и удачную реализацию этих предвосхищённых идей надежда, если и была, то робкая. Пауэр метал, как и любой стиль, основывается на некотором количестве характерных базисов, и команды, играющие в нём, с разным успехом пытаются эти базисы воплощать и развивать. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то доводит задуманное не только до победного конца, но и вовсе почти до абсолюта. Шведы, шесть лет назад лихо заложившие свой уникальный курс дебютным
Deus Ex Machinae, имели на такой исход совершенно реальные шансы. И — сбылось,
A View From The End Of The World стал именно что воплощением — воплощением
современности и
актуальности. Это передний край, авангард свободного, насколько это вообще возможно в этих рамках, творчества, эталонная манифестация накопленного стилем за два десятилетия опыта в союзе с гением настоящего, уникальный взгляд на привычные вещи, заключённая в знакомые формы идея, опередившая своё время, удар с ноги в челюсть скепсиса и бетонная плита на голову сомнений.
100/100