Ensiferum – Victory Songs (2007)В преддверии концертов Энсиферум в России, которые состоятся в Москве и в Санкт-Петербурге 15-го и 16-го ноября 2008 года соответственно, я, естественно, засел за переслушивание дискографии группы, и мне захотелось написать что-нибудь по поводу последнего её альбома,
Victory Songs. Ибо моя реакция непосредстенно после его выхода особой конкретикой не отличалась, да и писать более-менее полный по впечатлениям текст я тогда не очень-то и умел. Так что – восполняю пробелы.
Почему именно
Victory Songs? Прежде всего, потому, что впечатления о нем получались непосредственно в момент выхода и, таким образом, соответствовали тому времени, в которое альбом был выпущен. Поясню – когда ты слушаешь, к примеру, старые альбомы той или иной группы (альбомы, которые тебе не довелось послушать непосредственно или вскоре после выхода), впечатления от них получаются несколько другими, нежели если ты эти работы ждешь или просто хватаешь прямо из печки, фигурально выражаясь. Думаю, каждый, кто когда-нибудь ждал тот или иной новый диск от группы, которая сильно небезразлична, прекрасно понимает, о чем я говорю. Также поэтому сложнее постфактум писать о тех альбомах, которые вышли даже буквально несколько лет назад – о них все уже сказано, со мнениями ты уже знаком, страсти поулеглись, да и сами они, как я уже сказал, элементарно воспринимаются по-другому. По этим причинам (а также и по другим, о которых ниже) объектом, подвергающимся рассмотрению в данном тексте, является именно альбом Энсиферума 2007-го года,
Victory Songs.
Стоит сказать, что Энсиферум входят как минимум в десятку моих любимых музыкальных команд, ибо настолько колоритного, самобытного и практически гениального гибрида фолк музыки с так называемыми «экстремальными» жанрами метала ещё надо поискать. Думаю, все поклонники данной группы меня поймут – нет особой нужды что-то анализировать и разбирать в целом, Энсиферум просто врывается в ваше сознание ураганом мелодий, драйва и дикого угара, в большинстве случаев оставляя там неизгладимый след (разумеется, если вы проявляете хоть какой-никакой интерес к подобной музыке).
Впрочем, довольно общих фраз, перейду непосредственно к тому, что я хотел сказать.
К концу 2006-го – началу 2007-го годов с группой сложилась довольно неоднозначная ситуация, причин тому было несколько, но, разумеется, главной было то, что вскоре после выхода второго альбома,
Iron, группу покинул фронтмен, Яри Манепаа. Думаю, люди, которые следили за группой уже тогда и непосредственно застали сие событие, в большинстве своём были в шоке. Ещё бы – блестящий вокалист с ошеломляющими данными скримера и чистого певца одновременно, отличный гитарист, соавтор и автор множества песен – и уходит из группы. Причина сего события была весьма прозаическая – у Яри уже довольно давно был материал для своего собственного проекта, который впоследствии получил название
Wintersun, и как раз в то время он собирался записывать дебютный альбом для оного. Однако время записи совпало с туром Энсиферума; Яри церемониться не стал - взял, да и ушел из команды.
В качестве замены ему Маркус (Тойвонен) и компания взяли – сначала в качестве сессионщика, а затем и на постоянной основе – гитариста/вокалиста группы Нортер, Петри Линдрооса. Замена, прямо скажем, виделась ну очень неоднозначной – как к гитаристу к Петри претензий, разумеется, не было, но вот вокал его от вокала Яри разительно отличался. Более того, основания для беспокойства были вполне резонные, ибо на вышедшей в 2006-м году ЕП-шке
Dragonheads Петри как раз и демонстрировал вокал в стиле того, как он скримит в Нортере. В формате Энсиферума это звучало лично для меня довольно дико.
Но в том бы было полбеды. Яри не только демонстрировал великолепный скримом – он также ещё и замечательно пел чистым вокалом (думаю, не в последнюю очередь таким сочетанием многих группа и привлекала), и эти партии теперь должен был кто-то исполнять. Петри, не обладающий, судя по всему, необходимыми данными, на эту роль не подходил. Таким образом, обязанность извлекать вокальные мелодии перешла к гитаристу и основателю группы, Маркусу Тойвонену, а помогать ему в этом пришлось Сами Хинкка, басисту, также присоединившемуся к группе вскоре после выхода второго альбома. Потому как один Маркус, вероятно, себя в состоянии вытянуть партии чистого голоса не чувствовал. Данная замена выглядела ещё более неоднозначной, ибо, как показали все те же
Dragonheads, вокалисты из Маркуса и Сами, прямо скажем, не ахти, уж точно не чета Яри. Не в укор им будь сказано, но иногда они вдвоем не могли вытянуть нужную мелодию, при том что Яри делал это легко и непринужденно (это я уже говорю о концертных выступлениях, ибо в том же 2006-м у группы вышел DVD, посвященный десятилетию коллектива).
Однако и это было ещё не все, что принесла нам та самая злополучная ЕП-шка. Даже абстрагируясь от вокальных линий, сама музыка на ней была не очень похожа на те яркие и бодрые творения, которые носили имена
Ensiferum и
Iron. Она подрастеряла драйв, скорость и даже те характернейшие мелодии, которые можно с удовольствием наблюдать на предыдущих двух альбомах. И вот это было уже совсем страшно, потому что разом лишиться всего того, за что так любили группу – это уже чересчур жестоко. Конечно, можно было сделать скидку на то, что релиз состоял из перезаписей старых демо, кавера на Аморфис и так далее, но даже титульная композиция оптимизма не внушала совершенно – скучноватый среднетемповый номер почти без атмосферы, с довольно нудными гитарами, пластмассовыми хорами и режущим скримом. Нет, Энсиферум чувствовался и там, но очень уж бледно и невнятно. Пожалуй, о былом величии напоминал только скоростной проигрыш под самый конец песни, который был выдержан практически полностью в духе того, что можно назвать стилем группы.
Таким образом, лично мне было очень тревожно в ожидании новой работы, потому как тенденции дальнейшего развития группы были очень нерадужными, и каких-либо перспектив чего-либо действительно классного я не видел. От досады я даже поспорил со своей знакомой, что новый альбом будет выдержан в старом духе, и группы не превратится во второй Нортер (а именно к этому, казалось, все и шло, если суммировать то, что мы услышали на
Dragonheads). Тем не менее, Энсиферум есть Энсиферум, и я, затаив дыхание, ждал выхода альбома.
Более разительного отличия реальности от ожиданий – отличия со знаком «+» - мне, признаться, видеть ещё не доводилось. Маркус и компания не просто исправили все, что можно было исправить – они перевыполнили план процентов эдак на двести, заставив меня вздохнуть от изумления после первого же прослушивания
Victory Songs. Вкратце пройдусь по проделанной ими работе – в том же порядке.
Я уж не знаю, что делал Петри за всё то время, что прошло между записью Dragonheads и записью
Victory Songs, но этот в высшей степени трудоголичный финский парень научился скримить абсолютно по-другому – именно так, как и было нужно для нового саудна Энсиферума. От плосковатого и не слишком выразительного (что вполне нормально и допустимо в Нортере) его вокал преобразился до яркого, сочного, насыщенного скрима, который поверг меня в неописуемый восторг, ибо я даже мечтать не мог, что все изменится именно так. Никакого больше монотонного проговаривания слов – теперь своим вокалом Линдроос вбивает строчку за строчкой, когда нужно буквально разрывая гитарное полотно на части, а когда нужно – сливаясь с ним в мощном ударе. Куда пропала та отрывистая манера выплевывать слово за словом?.. Теперь вокал звучит монолитно и уверенно, добавляя ту самую необходимую толику драйва к и так сходящей время от времени с ума музыке. Пять с плюсом Петри за старание и результат, вот это я понимаю – работа на команду.
Маркус и Сами, видимо, тоже в финских барах не засиживались, а работали над своими голосами. Я вообще подозреваю, что Маркус запел от безысходности – потому что не брать же в группу ещё одного человека на чистый вокал?.. Не было бы счастья, да несчастье помогло – это именно про данный случай. Вместо субтильных псевдохоровых запевов мы слышим крепко сбитый и дружный хор, пусть и не столь неординарно звучащий, как в исполнении Яри, но тем не менее! Слегка носовое произношение из недостатка превратилось как бы в фишку – теперь это придает дополнительного шарма хору в целом, да и отдельным вокалам в частности. Сколько раз на альбоме их вокалы теперь звучат абсолютно в тему - не перечесть. Чего стоит только дуэт чистого и скрима в припеве
Deathbringer From The Sky (такой ход - вообще очень мощный инструмент, не знаю, почему он так редко используется). При всех своих довольно-таки скромных технических данных, Маркус и Сами умудрились спеть на альбоме так, что нареканий у меня к ним нет вообще никаких. Вот пример в высшей степени грамотного использования имеющегося потенциала.
В буклете не говорится четко, кто какие гитарные партии исполняет (как и в Нортере, Петри взял на себя кое-что из лид и кое-что из ритм-гитарных партий). Тем не менее, к гитаристам претензий нет и быть не может – во-первых, технически все исполнено на высшем уровне, во-вторых, создано принципиально новое звучание – если на
Iron шестиструнные инструменты были весьма затушеваны и звучали слабовато, то здесь мы слышим жирнющий и объемный звук, который заполняет собой все имеющееся музыкальное пространство. Но это не те жирные гитары, которые были на титульном альбоме, нет – группа не стала повторяться, и выработала новую стилистику. Именно то, чего так хотелось услышать после суховатого и робкого
Iron (не след вам, господин Расмуссен, продюссировать такие группы, не след…).
Но это все техника, а техника, в сущности, всегда отступала для меня на второй план, если в музыке присутствуют мелодии. На данном альбоме Маркус Тойвонен, который написал примерно 85-90% всего материала, показал, чего он стоит как композитор. А стоит он ну, как минимум, монумента. Ещё, быть может, не в полный рост, но уже где-то близко к тому. Мои опасения по поводу потенциального отсутствия мелодий или чего там ещё не просто не оправдались – они не оправдались в отрицательной степени. Ибо по мелодике этот альбом даже превосходит оба предыдущих – на них ещё были какие-то сумбурные вещицы, здесь нет ни единой. Все девять песен построены так, что скучать не придется ни секунды (впрочем, не только поэтому). Что-что вы говорите, самоплагиат? Помилуйте, это называется «выдерживать стиль». Мы это уже слышали? Честно говоря, в таком случае я готов послушать ещё раз. И ещё раз. И ещё раз эдак двести, потому как весь альбом звучит просто завораживающе.
Дело, однако, не только в мелодиях, ведь Энсиферум кроме того славился ещё и весьма насыщенной драйвом музыкой. И вот что я скажу – таких песен, как
Blood Is The Price Of Glory или
Ahti я не слышал… ну, давно уже не слышал. От Энсиферума – вообще не слышал, наверное. Даже такие угарные вещи, как
Slayer Of Light или
Windrider до них откровенно не дотягивают – учитывая весь потенциал вокала Яри, который периодически выдает своим злющим скримом такой заряд энергетики, что крышу срывает. Особенно это относится к
Blood Is The Price Of Glory – после такого интро да такая вещь… это как если вам не просто кирпич на голову свалится, а целая стена дома рухнет. Из-под обломков вы выберетесь ещё не скоро, потому что всё, буквально всё в этой песне тому способствует – например, такую плотную ритм-секцию, как в припеве, я припомнить, честно говоря, затрудняюсь. И так далее, тут и вокал, и гитары, и ударные впечатываются… Энсиферум не просто не потеряли свой задор и запал, чего я так опасался, они ещё и прибавили в нём раза эдак в полтора-два. ЕП-шка просто пришлась на переходный период в жизни группы, локомотив под названием
Ensiferum нуждался в смене осей и дополнительном ремонте, что и было успешно осуществлено.
Обратим внимание также и на клавишные – если раньше они либо благополучно тушевались, либо вдруг выпирали на передний план, то теперь звучат более чем гармонично, создавая либо подкладку под гитары, либо выписывая грамотные мелодии, совершенно не выбиваясь из общей канвы. Кто-то говорил, что фолк у Энсиферума наблюдается только в интро – это, конечно, не так. Тому есть очевидные опровержения – в некоторых песнях можно отчетливо услышать ведущие партии тех или иных не-металических инструментов (например, флейта в
Wanderer или флейта же с акустикой в
One More Magic Potion и
Raised By The Sword), да и вовсе не играют клавиши в стиле «холодный синтезаторный звук», а точно так же стилизуют время от времени тот или иной инструмент. Да и, если вслушаться внимательно, можно обнаружить множество всяких мелочей навроде акустических переборов там и тут, использования того или иного фолкового инструмента в качестве фона и так далее. Впрочем, фолк – это не только, как говорится, «дудки и сопелки», фолк – это ещё и мелодика, разумеется, та самая фирменная энсиферумовская мелодика, которая присутствует абсолютно в любой их песне и которая так привлекательна с точки зрения цепляемости (вообще финский и скандинавский фолк – одна из самых мощных народных традиций во всем мире на мой взгляд).
Альбом разнообразен – да как и предыдущие два, в общем-то. Мало того, композиции ещё и грамотно расположены, что на самом деле очень важно, и многие альбомы в металле проигрывают из-за неумелой компановки песен. Здесь все подогнано просто идеально – традиционное стартовое интро, которое наконец звучит так, как должно – спокойное начало, перетекающее в помпезную мелодии в конце – после этого три ураганных боевика, сносящие слушателю остатки шифера, затем раздолбайская фолковая
One More Magic Potion и шедевральная балладная
Wanderer вернут альбом в более спокойное русло, в котором выполнена также мудрая и неординарная
Raised By The Sword, затем – снова ураганный хит и финальный эпик. О том, чтобы пропустить какую-то песню, даже мыслей не возникает. Причем и боевики-то все по своему разные – структура
Blood Is The Price Of Glory, к примеру, совсем не так проста, а уж
Ahti с его финальным разгоном через четверти ритма вообще великолепен), и фолковая вещь очень хитрая на самом деле, про
Raised By The Sword уж и говорить в этом смысле не стоит… альбом не прост как две копейки, здесь найдется место всякому. В то же время, как я уже говорил, скучным его назвать язык не повернется – он разнообразен ровно настолько, насколько нужно. Главное, что ни одна песня из него не выпадает – такое бывает действительно редко.
В принципе, конечно, можно найти довольно очевидные параллели с предыдущим творчеством группы. Ну, к примеру,
Blood Is The Price Of Glory – типовой пост-интровый боевик типа
Hero In A Dream,
One More Magic Potion смахивает на
Sword Chant,
Victory Song – на
Lai Lai Hei и так далее… но – оно вам надо? Не лучше ли просто наслаждаться музыкой? Лично мне всегда было приятно слышать, как группа остается верна себе, находя при этом что-то новое и интересное в том же стиле. На самом деле, очень сложно не отклоняться от выбранного курса, сохраняя при этом яркость музыки и не ударяясь в какие-нибудь совершенно не относящиеся к делу эксперименты – гораздо труднее, чем менять стиль на каждом альбоме. Ведь вас будут сравнивать и сравнивать – с тем, что было раньше, стало ли лучше, стало ли хуже, было это уже или не было и так далее. И Энсиферуму на 100% удается оставаться самими собой, переосмысляя свои идеи и добавляя что-то новое в своё творчество.
Коснусь такого неблагодарного дела, как определения стиля. Черт возьми, чего я уже не наслушался про Энсиферум… и пауэр дэт они играют, и викинг пауэр, и пауэр блэк… иногда действительно становится страшно. Особенно когда люди, к примеру, на полном серьезе верят, что «последний альбом – вообще чистый пауэр». Про пресс-релизы я вообще молчу, их читать рекомендуется строго «чтоб поржать». Но когда это читаешь на форумах и слышишь на концертах… В общем, разумеется, я не претендую на истинность своих слов в данном вопросе, но я попробую хотя бы быть ориентироватьсян на меющиеся критерии. Стиль команды я бы определил как folk/finnish melodic death metal. Почему фолк? Ну, я уже объяснил, почему – использование фолк-инструментов плюс чистейшей воды финская фолковая мелодика. Почему финский мелодик дэт? Нет, не потому, что команда из Финляндии. Просто, если послушать ритм-гитару, отчетливо слышен фирменный финский мдм-овый саунд. Не шведский, не блэковый, ибо далеко не та резкость, не пауэрный (тут даже не знаю, что сказать…), а именно финско мелодик дэтовый. И нет здесь никакого викинга, потому что, если уж вводить термин викинг метал, то по традиции его стоит использовать для таких эпических и размеренных вещей как Батори, Мунсорроу и так далее. Но не для подобного рода скоростной музыки, построенной на энергетике и искрометном исполнении.
Пару поинтов в копилку общей оценки диску накидывает лирика, которая, быть может, иногда незатейлива и банальна, но до того здорово и приятно написана, что за недостаток это даже и считать не получается. Ярковыраженная песня с тематикой финского фольклора только одна - Ahti, также есть пара вещей "по мотивам" (
Deathbringer From The Sky и
One More Magic Potion - во второй, кстати, текст представляет собой настоящее произведение искусства), одна просто отвлеченная (
Wanderer)ну а остальные вещи написаны в традиционном ключе "fight'n'die" - о походах, сражениях, воинской доблести, в общем, не первый день уже мы знакомы с подобной лирикой. Не зря музыку Энсиферума иногда в шутку называют "battle metal" - ибо под такую музыку данная лирика подходит более чем. Хочется схватить топор, и... ну, вы поняли.
Ещё пара слов о композиторстве – в двух случаях отчетливо видно стороннее влияние на Маркуса – это, во-первых,
The New Dawn, в которой в первый раз в качестве композитора в Энсиферуме попробовал себя Петри Линдроос. Получилось довольно забавно – такое ощущение, что Петри всеми силами старался соответствовать своему новому коллективу, и у него получилась дико прямолинейная сногсшибательная вещь, от которой пусть и веет некоторой наивность и искусственностью, но которая, тем не менее, является прекрасной паузой между эпичностью
Raised By The Sword и титульной
Victory Song, да и вообще – это просто классная угарная вещица. Во-вторых, это та самая
Raised By The Sword, в которой соавтором выступила Мейю Энхо, клавишница (к сожалению, недавно покинувшая группу). Получилось что-то как раз с налетом того самого викинга! Очень вычурная композиция, от которой веет древней мудростью, что ли… это сложно объяснить, но и структура, и мелодические линии – все как будто пришло к нам из тех далеких времен и не было адаптировано, как весь остальной материал, а предстало в необработанном, первозданном виде. И это очень здорово – слышать подобное.
И напоследок – про самое главное откровение этой работы, композицию
Wanderer. Вот знаете, иногда группа пишет такую вещь, которая затмевает вообще всё её творчество – вне зависимости от стиля и остального материала. Не у каждой группы такая песня есть, однако у Энсиферума она теперь появилась. Это не просто шедевр, это парадоксальное воплощение гениальности композиторского таланта и финского духа. Парадоксальное потому, что здесь нет скрима, вообще нет. Она целиком спета чистым вокалом, а чистый вокал у Маркуса, как я уже говорил, чисто технически довольно слаб. Так вот, при всех своих ограниченных возможностях, Маркус спел её так, что челюсть моя съехала набок. Эта вокальная манера не просто цепляет, она как будто сразу единится с тобой, проникает в тебя, заставляет в полной мере ощутить всю ту яркую гамму чувств, которую несет эта вещь. Настроение мелодики я бы охарактеризовал словами одного человека, сказанными по другому поводу – «desperate romantism». Действительно – в ней есть много прекрасных и чувственных ноток, в ней есть и какая-то мрачная решимость, и толика грусти… непередаваемый финский коктейль, в общем! Припев можно слушать тысячу, две тысячи раз, и каждый раз душа словно замирает в оцепенении, не в силах понять, как можно придумать такую красоту. Это что-то вроде
Abandoned, только во много раз красивей и проникновенней. Флейта как нельзя лучше подходит здесь на роль ведущего инструмента, создавая ту самую необходимую атмосферу. Это Шедевр с большой буквы. Прошло уже полтора года, а я слушаю её «каждый раз как в первый раз» - а это и есть показатель истинной гениальности.
Что же в итоге? А вот что – весь скептицизм по поводу альбома оказался пустым звуком, группы опрокинула все мои доводы и ожидания, в очередной раз показав, что почем. Потеря Яри не только не сделала музыку хуже, напротив – чуть изменив общее звучание, группа сохранила стиль и добавила в него свежих ноток. Все проблемы, связанные с уходом фронтмена были более чем успешно решены, и мы получили просто блестящую работу не просто в рамках жанра, а охватывающую несколько смежных направлений. Суммируя вкратце оценки всех характеристик альбома – игра на инструментах просто блестящая, все справились со своей задачей как нельзя лучше. Вокалы усилились на порядок за какой-то неполный год. Композиторство близко к гениальности. Атмосфера сохранена, фирменные фишки группы – тоже. Конечно, можно найти кое-какие минусы – да, ударным слегка не хватает объема. Да, есть легкие недочеты по песням. Но – я поставлю этому альбому высший балл. Знаете, есть разные 10/10. В каких-то случаях даже речи нет о том, чтобы поставить что-то ниже, в каких-то альбом просто захлестывает тебя с головой, и от восторга уже просто не остается выбора. Здесь случай несколько иной – при помощи грамотных, четких действий, путем кропотливого труда и вложенных усилий, музыканты добились нужного результата. Да, нет острого желания вопить на каждом углу о том, что это «альбом века». Это – блестящая и в первую очередь просчитанная работа, которая создана умело и с толком, в которой был учтен весь предыдущий опыт группы, и которая безусловно заслуживает всех тех хвалебных слов, что произносятся и пишутся в её адрес. Музыканты действительно старались и вложились в альбом целиком. И – конечно же, что за гениальная музыка без гения? Этот гений в группе есть, и имя ему – Маркус Тойвонен.
100/100
12 ноября 2008 г.