Ensiferum – From Afar (2009)Летнее затишье наконец подошло к концу, и осень начинается непосредственно с козырного туза, который и выпал нам из сентябрьской колоды прямиком из чьего-то безразмерного рукава. Отдельные и глубокие мои благодарности людям, которые постарались «перенести» релиз с сентября на август.
Несмотря на то, что я не могу назвать
Ensiferum своей самой любимой группой, статистика сервиса
last.fm безапелляционно заявляет, что именно
Ensiferum у меня с довольно существенным отрывом опережают по количеству прослушиваний все другие группы. Объясняется это просто.
Ensiferum — группа не просто высококлассная, но стабильно высококлассная. Выпустив уже четвертый свой альбом, финны показали, что слабых работ у них нет, не было и, видимо, не будет, ибо сложно помыслить о том, что же такое должны они сыграть, чтобы это вызвало ощущение хоть сколько-нибудь сильного разочарования. Да, они такие не единственные для меня, но остальные стабильно топовые группы уже были заслушаны до дыр в прошлом, а, может, дело и в том, что именно
Ensiferum по сумме глубже всего врезаются в память и вызывают наибольшее желание возвращаться к ним снова и снова.
По большому счёту, никаких серьезных сомнений насчет альбома у меня не было, ну а просачивавшиеся в сеть отрывочки и отрезочки только превратили мою веру в железную и неколебимую уверенность. Не обнаружив среди сэмплов ничего, что могло бы омрачить предстоящий релиз, я пришел к выводу, что пора считать дни, загибать пальцы, отрывать листочки календаря, делать зарубки на столешнице и пускать слюни, ибо наконец грядёт нечто, что искупит шедевровое голодание за весь прошедший год. А в моём случае оно имело место быть, на высший балл даже с натяжкой не претендовал доселе ни один альбом года две тысячи девятого.
Как оказалось, в превью отрядили самые легкоусваиваемые фрагменты альбома. Но это не привело к отторжению остального, более неожиданного, лишь усилило желание расщепить его на ноты и пропустить через себя до полного и безвозвратного запечатления.
Если предыдущий альбом можно было разобрать на реминисценции первых двух лишь частично и эпизодически, новый опус является в некотором смысле компиляцией всего того лучшего, что присутствовало на предыдущих трёх. Возможно, я не совсем прав в том, откуда растут ноги у той или иной композиции, однако я хочу сказать, что:
By The Dividing Stream — «римэйк»
Mourning Heart, ибо таких интерлюдий раньше и было-то всего две, и обе на
Iron, но
Ferrum Aeternum как раз была более стремительной и рвущейся вперед, здесь же слышится та самая нетороптивая и лёгкая грустинка, которая была присуща именно
Mourning Heart.
From Afar — «римэйк»
Blood Is The Price Of Glory, такой концентрированный драйв доселе у группы был только в ней.
Twilight Tavern — «римэйк»
One More Magic Potion/Guardians Of Fate, смешение ярковыраженной фолковой темы первой с чистовокальными линиями и ритмикой второй.
Heathen Throne — «римэйк»
Old Man, эти медленные и степенные гитарные риффы «на полной громкости» уходят корнями в демо-записи
Ensiferum, перезаписью одной из песен которых и была
Old Man.
Elusive Reaches — «римэйк»
Hero In A Dream, такая же скоротечная, ураганная, и в то же время удивительно лёгкая и воздушная вещь.
Stone Cold Metal — «римэйк»
Iron, эти вестерновые мотивы узнает каждый.
Smoking Ruins — «римэйк»
Wanderer через заимствование львиной доли мелодики и настроения.
The Longest Journey — «римэйк»
Little Dreamer, как
Old Man была более медленной, а
Little Dreamer — более быстрой вариацией схожей темы, так и две части
Heathen Throne связаны между собой симметричными нитями.
А теперь стоит сказать, что слово «римэйк» в данном случае означает скорее то, что новые композиции воскрешают в памяти «дела минувших дней», неуловимо и подспудно отсылая нас к тому, что было когда-то. Это преемственность, наследование прошлому, а не столь любимое многими слово «самоплагиат», и они не являются похожими друг на друга впрямую, ибо новые композиции несут помимо этих параллелей массу незнакомого и удивительного, вот что важно. В этом смысле это похоже на человека, который увидел МиГ-15, а затем F-22 или ПАК ФА, и сказал, что "да, общее, кончено, есть!".
И в свете прочных связей музыки
Ensiferum с народной традицией подобное построение творчества с оглядкой на собственные традиции эти связи лишь упрочивает.
Фактически, мы имеем ядерную смесь из всего предыдущего творчества группы: под соусом воздушности
Iron нам подаётся по большей части материал первого и третьего альбомов, причем звучание гитар, к примеру, в случаях с тягучими риффами напоминает по звуку как раз титульный релиз, а не хриплость и колючесть
Victory Songs, а вот многие гармони и ультрабыстрые партии совершенно точно сошли с партитуры
Victory Songs. При этом клавишные снова доминируют, пронизывая музыку насквозь, как это и было на
Iron, только если там, условно, использовалась одна их линия, то здесь их использование подчас приобретает лавинообразный характер, и встретить можно как, образно говоря, тоненькие струйки горных ручьёв, робко журчащих на фоне, так и несущуюся громаду речных водопадов, обрушивающихся во всех своих исполинской мощи и величии.
Все прежние знакомые элементы словно бы перекованы заново и закалены в горниле и под молотом искусного кузнеца, который сумел сварить из них нечто новое, в разы более масштабное как в отношении качества, так и в отношении компликативности музыки в рамках выбранного направления. И те элементы, что вызывают ассоциации с предшествующим творчеством, были выправлены до полнейшего совершенства. И это не назвать «работой над ошибками», скорее, это просто новый взгляд на те же вещи, взгляд, умудренный опытом. Таким образом альбом получился намного более непростой по структуре, чем
Victory Songs, да и чем любой из предыдущих также. При таком отступлении от уже проторенного ими же самими пути можно было бы и ждать беды, если бы это были не
Ensiferum.
Группа продолжает следовать традиции «каждый следующий альбом не похож на предыдущий». Больше того, в этот раз они умудрились не раз удивить по ходу развёртывания материала даже меня, который прочитал к моменту начала прослушивания уже с десяток рецензий на альбом. Все туманные и прямые намёки, которые были из них вынесены, вовсе не подготовили меня к тому, что я услышал. Совершенно, знаете, нелепо говорить, что «это опять то же самое» — потому что это опять НЕ то же самое. Так, в частности, нежданно-негаданно обнаружились: женский хор под симфонические аранжировки, а затем ритмические сбивки в инструментальной части и электроорган — в
Twilight Tavern, отсутствие припева и сильно рознящаяся с общепринятой для боевика структура — в
From Afar, соло на банджо (!!) и в целом уникальная
Stone Cold Metal, опять сбивки, хэви-метал, множество разворотов внутри самой себя отсутствие хоть сколько-нибудь предсказуемого развития — в
Heathen Throne, и то же самое в квадрате — в
The Longest Journey. Было ли всё это раньше? Нет, не было ничего такого и в помине! И особенно контрастно это видно на фоне прямого как палка и открытого как, горная вершина,
Victory Songs. Трудно представить, что столько подобных разнородностей можно с таким успехом собрать воедино, но в этом-то и отличие гениальности от просто таланта.
Время от времени кажется, что альбом получился всё же несколько более разнородным, чем нужно, и то тут, то там слышны нотки рассогласованности. Например, интро, оно не слишком соответствует следующему за ним
From Afar, существуя как бы отдельно. Куда лучше сюда подошло бы
Ad Victoriam, которое как раз было выдержано в том же самом стиле, в каком выдержан весь этот альбом. Однако тут обнаруживается, что отсутствие в нём динамического развития и вышеупомянутое несоответствие с лихвой компенсируются аутентичностью и удивительной игрой полутонов, которую с первого взгляда заметить непросто. И если не вслушиваться, то
By The Dividing Stream покажется всего лишь монотонным акустическим перебором, а если всё же вслушаться, то малейшие изменения в мелодии становятся не маловажными и незаметными, но осью всей композиции. Или
Smoking Ruins, как уже было сказано, мелодическое и стилистическое наследие
Wanderer — нет в ней той спаянности линии «куплет-припев», да и промежуточные элементы не слишком вписываются в общую картину. А оказывается, что это её более «боевая» версия, которой всё это не нужно, которая живет эпическим размахом аранжировок и прекраснейшей мелодии припева, в которой мини-интерлюдии являются дополнением к основной теме, а не её продолжением. Или два эпика на альбом при двух интерлюдиях и девяти композициях в общем — куда это годится? А дилогия
Heathen Throne I & II выполнена в традиционном ключе для масштабных песен
Ensiferum, когда инструментальная часть доминирует над вокальной, а обороты вокруг главной линии чередуются с постоянным появлением новых деталей и бесконечным обыгрыванием самой линии в различных формах, и динамизма с драйвом во всём процессе, право же, предостаточно. В первой части больше вокальной вариативности, во второй — инструментальной, даже, точнее сказать, в первой инструментальное развивается в вокальное, а во второй — наоборот. Финальный же разворот последнего соло в
The Longest Journey на четыре минуты напоминает феерический апгрейд завершения
Abandoned, но та мелодия скорее истаивала в пустоте и тонула в дожде, а эта медленно и торжественно возносится ввысь, к небесам. Запредельной величественностью хоров и насыщенностью музыкального полотна сие действо напомнило начало
Mana с
Sagas Equilibrium. Ну а уж в типичных боевиках,
From Afar и
Elusive Reaches, придраться решительно не к чему даже на первых порах — первая разнесет вас на кусочки ломящимся тараном драйва на фоне штормовой линии ударных, вторая поразит умелым сплетением чистого вокала и скрима вкупе с клавишными мелочами, играющими в ней такую важную роль. Самая же эклектичная
Stone Cold Metal либо сразу вызовет сильнейшую симпатию, либо придется привыкать к масштабному «провалу» в металлической её начинке, заполненному совершенно неожиданными элементами.
Тем не менее цементирующим элементом всего этого разнообразия, как и прежде, является общая подчинённость музыки народной традиции, фолковой составляющей. Народные мелодии в этот раз представлены в широком формате, от традиционных гармоний в исполнении кантеле и хрупких клавишных до удалых славянских гусельных мотивов и того самого соло на банджо. Владением этим инструментом, кстати, может похвастать не кто иной, как Петри Линдроос! В остальном же слышны знакомые переборы на акустической гитаре, множество флейтовых партий и тонны фолковой мелодики на дисторшне.
Главным и самым очевидным нововведением является масштабное вторжение симфонических аранжировок, чего доселе
Ensiferum умудрялись избегать. Возможно, это несколько обезличило команду в глазах некоторых, но стоит отметить тот факт, что гитарная работа на альбоме сильна как никогда; ума не приложу, как удалось совместить усиление роли одного и почти повсеместное привнесение другого. Можно сказать, что
Ensiferum максимально умело использовали симфонику для акцентирования нужных моментов, нагнетания эпичности и усиления впечатления от тех или иных партий. То есть слушатель пробует вкуснейшее блюдо, безукоризненно и в идеальных пропорциях приправленное перцем, гвоздикой, ванилью и имбирем, а вот, к примеру, упоминавшиеся
Equilibrium просто взяли и высыпали в котёл всё, что было, включая розмарин, кардамон, горчицу, сельдерей, анис, корицу, мускат, базилик и миндаль, и внезапно оказалось, что они изобрели рецепт манны небесной.
Нельзя не отметить адски мощные и невероятно красочные хоровые распевки, которые проливаются бальзамом на душу в любой композиции, какой ни возьми. Они уничтожающе великолепны в своей всеохватывающей мелодичности. Это не классический помпезный хор симфонического оркестра, это не модель хора, используемая в пауэре, это не эпический хор величавого хэви метала, это хор уникальный, который существует только здесь, и которому даже определения подобрать не выходит. Нечто среднее между полухмельным застольным нестройным многоголосьем и объевшимися грибов берсерками. Именно эти хоры во многом являются важнейшим элементов нового почерка
Ensiferum после Яри. Маркус и Сами при использовании должного количества бэк-вокала из посредственных вокалистов сделались полубогами.. Яри гордо тянул свои партии один, в крайнем случае — с собой же спетыми бэками, а эти бравые мужи решили, что сила во взаимовыручке, и добились едва ли не более впечатляющих результатов.
Пообвыкшись окончательно со скримом Петри в
Ensiferum, выношу ему отдельную благодарность за попытки «эмоционирования» своим голосом, хотя всё же в этом компоненте Яри ему превзойти вряд ли удастся из-за более монотонного типажа вокала. Тем не менее он опять работает над собой и продолжает пытаться стать лучше, что похвально в высшей степени. И ведь у него ещё и получается. В отличие от Яри, Петри не «утоньшает» голос и не делает его более пронзительным в пиковые моменты, но распыляет и добавляет хрипотцы. Ну и оба время от времени тянут гласные на разрыв аорты, у Яри хорошим примером могут послужить последние две строки
Winter Madness, а Петри показал себя во всей красе на протяжении всей
From Afar.
По-прежнему несколько печалит избирательное использование дуэта скрим/чистый вокал, который, будучи задействован, по-прежнему же рвёт всё в мелкие крошки. Впрочем, можно предположить, что данный приём используется в качестве «фаталити», а масштабное применение подобного попросту бессмысленно, теряется весь смысл и вся красота.
Зато свершилось наконец то, чего я так долго ждал — музыканты довели до ума звучание ударных. Нет, оно не стало монументальным или разрывающим перепонки, оно лишь варьируется нужным образом в необходимые моменты. В вихре эпических аранжировок и гитарном шторме это мощный и глубокий ритм, в карусели фолковых мелодий это легкое галопирующее выстукивание, в стремительных отрезках это сумасшедшее молотилово. Исчезло однообразие, исчезла чужеродность, музыка исцелилась от неравномерностей и несоответствия, связанных с этим инструментом, которые нет-нет, да и проглядывали на
Victory Songs.
И даже соло стали более осмысленными, более мелодичными, а не запильными и повторяющими ведущую мелодию. Они не такие уж длинные, но как никогда меткие и яркие. Таким образом, на этом оттачивание техники участников можно считать завершенным, все они дружно перешагнули планку «очень хорошо» и уверенно звучат на «великолепно», и огрехов технического плана на альбоме не было замечено ни единого.
Я понял, чем ещё, кроме всех очевидных плюсов, меня привлекает
Ensiferum — у
Insomnium, к примеру, в моменты интерлюдий используется акустическая гитара, а у
Ensiferum также используется… кантеле. А звучание кантеле, друзья мои… это магия. Единственный инструмент из слышанных мной, который производит неизгладимое впечатление чего-то иномирового, потустороннего и невыразимо прекрасного. Да, вот из таких мелочей и слагается общее впечатление.
Что касается структуры альбома, то, возможно, мне хотелось бы видеть ещё один боевик перед первой частью
Heathen Throne, вот на
Victory Songs следовали три штуки в самом начале, и это как раз был ход конём. И ещё хотелось бы видеть чуть более осмысленную
Elusive Reaches — вот уж странно, что её таковой не сделали, уделив столь колоссальное внимание проработке мелочей и деталей в других композициях. Потенциал ведь у неё едва ли не самый высокий из всех.
Но это мелочи. В конце концов, всё и так сделано с блеском и без моих пустых советов. И вердикт тут может быть лишь один. И сомнений насчет него нет.
Отличается ли этот «предел» от «предела»
Victory Songs? Да, отличается. В этот раз всё по-другому. Недовершенность уступила место необычности, необработанность — всего лишь непривычности, это смелые эксперименты, но и сохранении узнаваемости почерка, это не только и не столько кропотливый труд, сколько свободный полёт мысли и фантазии, и высший балл — это уже не признание факта достижения цели, намеченной заранее — как и положено гениальности, это нежданное, но неизбежное, мгновенное, и в то же время постепенное осознание бездонной глубины утонченности и красоты воспринимаемого.
Немного перефразировав слова из песни другой финской команды, я скажу:
"Hail the king on the Heathen Throne of the Northern Realm!"100/100
23 августа 2009 г.