Masterplan – Time To Be King (2010)Йорн Ланде возвращается в
Masterplan. От этой новости в апреле прошлого года почти каждый поклонник группы хватался за сердце и валокордин попеременно, ведь довольно продолжительное время официально ничего не подтверждалось. Но всё свершилось именно так, и Йорн снова занял место у вокальной стойки. Договорился ли он с Роландом Граповым о том, что не нужно превращать
Masterplan в AOR-группу, согласился ли с тем, что полной свободой он может наслаждаться в своём сольном проекте, а эта группа нуждается в несколько другом векторе развития, пришёл ли к компромиссу на других основаниях — мы не знаем. Да и так ли это важно. Ведь можно просто наслаждаться этим божественным голосом.
Несмотря на то, что
Masterplan — проект не только и не столько Йорна, если говорить о композиторстве (начиналось всё вообще в другом составе, в частности, с Расселлом Алленом в качестве вокалиста), переоценить его роль в этой группе довольно трудно.
MKII показал, что обойтись без него — можно. Но — мы все понимаем, что именно «но». Тем более что Ланде побередил душу слушателям за время своего отсутствия в группе, главным образом участием в
Avantasia Тобиаса Саммета, где ему вот уже третий альбом доверяется ведущая роль среди приглашенных звёзд. И если на двойном последнем релизе ему отведены далеко не самые удачные партии, то
Promised Land (которая всё же была записана именно во времена
The Scarecrow), сама
The Scarecrow, Devil In The Belfry и особенно
Another Angel Down красноречиво указывали на то, что именно потеряли в
Masterplan с его уходом. Сольные альбомы не столь показательны по причине большей музыкальной дистанцированности, да и, по правде говоря, интересны они намного менее широкому кругу слушателей, чем
Masterplan и
Avantasia.
Изначально, до всей этой шумихи, Роланд планировал выпустить новый диск в первой половине 2009 года, но в итоге релиз задержался на целый год. И это было верным решением, ведь, скорее всего, имеющийся на тот момент материал решено было перекраивать ввиду вышеупомянутых событий. Первой ласточкой того, что можно будет услышать на новой пластинке, стал сингл
Far From The End Of The World. Именно сингл, в этот раз на него не вошло такое количество бонусного и неальбомного материала, как это случалось ранее. Какие именно песни попадают на предальбомные релизы
Masterplan, давно было известно — наиболее яркие и затягивающие. Но искушение предположить, что именно таким будет весь или хотя бы большая часть альбома, было в этот раз сильно как никогда. Справившись с ним, можно легко понять, что в противном случае разочарование было бы весьма серьёзным. Материал альбома разноплановый, присутствует множество разнообразных настроений, разномастных мотивов, которые с равным успехом можно считать за отсылки как к первому, так и ко второму и третьему альбомам группы. Поэтому цельного творения, каким были и
Masterplan, и
MKII и особенно
Aeronautics, не получилось. Однако имеющийся результат можно с уверенностью назвать если не эволюцией, то достойнейшим продолжением — как минимум.
Безоговорочных хитов на альбомах
Masterplan было всегда около 4-6 штук, и здесь их не меньше, но, что важнее, нет посредственнно-тусклых вещей наподобие
Call The Gypsy, Watching The World или
Masterplan. Проблемой конкретно предыдущего альбома,
MKII, было не то, что хорошие композиции были недостаточно хороши, напротив, они были чертовски хороши, почти безупречны. Проблемой было то, что остальные оказались совершенно серыми и откровенно слабыми. Отчасти потому, что такой был сонграйтинг, отчасти и потому, что не было фактора, который мог бы «вытащить» практически любую песню. Здесь этот фактор, то есть вокал Йорна, снова присутствует.
Иногда проскальзывает мысль о том, что в некоторые моменты не хватает такой насыщенности, какую можно услышать в той же
Far From The End Of The World, как инструментальной, так и мелодической. Строенный припев в конце, когда главная тема композиции раскрывается полностью, сравним с яростным солнечным ветром, порождающим полярное сияние непередаваемой красоты. Столь же интенсивные отрезки, когда клавиши переплетаются с гитарами в идеальной гармонии, можно наблюдать в начале
The Dark Road или после вступления в
Blue Europa.
Masterplan никогда не стремились сделать таким весь альбом, но в этот раз они к этому как никогда близки, комбинируя в выверенных соотношениях тяжесть и масштабность
MKII (которые нашли своё проявление в таких композициях как торжественная с аранжировочной точки зрения
Time To Be King, наполненная утонченным клавишным сопровождением и в то же время боевым настроем
The Black One — чего стоят одни партии Терраны в 3:11 – 3:24, — и мрачно-хардовая
The Sun Is In Your Hands — все они берут за жабры и вытряхивают душу) с хитовостью и элегантным драйвом
Masterplan (эти качества прорываются в первых же нотах галопирующей
Fiddle Of Time, сокрушительных мощи и изяществе
Far From The End Of The World и вокальной феерии захлестывающей эмоциональности
Lonely Winds Of War, которая усилиями Ланде превратилась из очередного переигрывания классических тем в очередной же разящий хит), а также с лёгкой меланхолией, сплином Aeronautics (что лучше всего можно прочувствовать в высшей степени напоминающих второй альбом
Blue Europa,
Blow Your Winds,
The Dark Road и
Under The Moon). Ассорти получилось убойным.
Masterplan без сомнения можно назвать одной из лучших групп в жанре по использованию клавишных, остающихся в рамках классической манеры пауэр метала, без малейшего ухода в симфо, электронику или неоклассику. Какие-то из этих нюансов, безусловно, присутствуют, но лишь в качестве оттенков. Аксель Макенротт выстраивает мощные, многогранные и многоступенчатые пассажи, которые очень редко пробираются на первый план, а если и делают это, то только в виде какого-нибудь мгновенно запоминающегося мотива. Его вклад не только чрезвычайно важен для общей картины, т.к. инструмент непосредственно участвует в создании как настроений, так и мелодической основы, но также и невероятно разнообразен: от нежной капели в
The Sun Is In Your Hands до океанского вала в
Far From The End Of The World Аксель создаёт всевозможные полутона и легко придаёт своим партиям как функции несущего каркаса, так и функции украшения, дополнения главной конструкции.
Одним из безусловных достижений стоит назвать избавление от прямолинейности и в то же время вязкости
MKII, которые иногда были слишком угнетающими. Грапов почти что заставил Террану играть «а-ля Куш»: мощи в его ударных всегда было через край, а вот мысли много было не всегда, и теперь этот промах в целом исправлен. По крайней мере, услышав один ритм в начале песни, можно ожидать услышать и что-то ещё кроме него в процессе её развития.
Также возвратилась некая плавность, «текучесть», присущая первым двум альбомам, которые можно сравнить с изящной вязью письмён, выведенных на пергаменте, в то время как третий диск, грешивший определенной зажатостью и скованностью, больше был сравним с рунами, высеченными в камне. Для
Masterplan видится подходящим именно первый стиль, и возвращение динамики и ритмической лёгкости на
Time To Be King можно только поприветствовать.
Роланд Грапов — один из тех гитаристов, которые в своём творчестве предпочитают сходить с ума. Но делать это только интеллигентно и цивилизованно! Поэтому в
Masterplan никогда не было явного неоклассического распиливания музыкальной древесины, шреда на две минуты, инструментальных композиций наподобие
Labyrinth Of Madness Rhapsody Of Fire или даже чего-то подобного сольным работам Грапова. Роланд даже обычно собирается с мыслями и пишет одно-два соло на альбоме, которые действительно органично встраиваются в соответствующие песни. В остальных этот элемент совершенно непредсказуем, что вносит определенную пикантность. Из ближайших примеров такого же композиционного стиля можно вспомнить Нино Лаурене из
Thunderstone.
Альбом не стал воплощением «таранного изящества», обозначенного синглом, не стал и прямым наследием какой-либо одной из предыдущих работ. Но он невероятно хорош, пусть и не сражает наповал с первого прослушивания. В этом ещё и ещё раз стоит отметить заслугу именно Йорна, без которого определенные элементы несомненно бы «просели», некоторые песни не сверкали бы блеском тысячи солнц, а многие ошеломительно красивые вокальные пассажи в исполнении другого певца остались бы таковыми лишь потенциально.
Masterplan смогли вернуться к тому состоянию, в каком они и должны находиться, и
Time To Be King стал олицетворением того факта, что в одну реку всё же можно войти дважды. Это как возвращение старого друга, которого ты встречаешь, как родного, кем бы он ни был теперь. Никакого восторга, переполняющего грудь. Лишь лёгкая, искренняя улыбка узнавания.
88/100