Blind Guardian - Imaginations From The Other Side (1995)Имэджинэйшнс (IFTOS)… многие считают этот альбом вершиной творческой деятельности Блайнд Гардиан, и такое мнение можно встретить почти что повсеместно. Я, пожалуй, догадываюсь, в чем тут дело, но, в конце концов, догадки – дело неблагодарное. Поэтому я попробую рассказать, что думаю об этом альбоме сам.
Что меня побудило начать пристально вслушиваться в «классические» опусы Блайндов, так это кавер Ван Канто на культовую вещь из репертуара БГ –
The Bard’s Song – In The Forest. Или просто
The Bard’s Song. Все равно про вторую версию,
The Hobbit, в контексте данного названия особо никто не вспоминает. И эта вещь навсегда останется одним из главных, если не главным, концертным хитом (хотя, вспоминая, что творилось во время исполнения
Valhalla на
The Blind Guardian Festival…). Ну, так вот – именно этот кавер пробудил воспоминание давности лет этак всего лишь четырех-пяти – БГ были моей второй послушанной группой в метале после
Manowar, поэтому познакомился я с ними уже довольно давно и репертуар помню практически полностью. А тут я ещё вспомнил о том, что в 2007-м году на лейбле EMI вышли ремастеры всех студийных альбомов группы вплоть до
Nightfall In Middle-Earth (NIME) включительно (а первые две работы были ещё и перемикшированы), что только ещё больше усилило желание найти в папке с музыкой такую знакомую директорию
Blind Guardian…
Скажу сразу, что даже сейчас первые два альбома БГ мне нравятся процентов на 50 (даже после ремикса и ремастеринга) – все-таки практически чистый спид метал – это не совсем моё. С третьим опусом, Tales From The Twilight World (TFTTW), дело обстоит более неопределенно – казалось бы, уже и пауэр появился в довесок к спиду, и хиты ярко выраженные есть… но что-то все-таки с ним не так. Наверное, самой главной причиной некоторого неприятия данной работы для меня является ещё неокрепший вокал Ханси Кюрша. Он звучит слегка неоформившимся что ли… впрочем, это разговор для другого раза. Как и размышления на тему
Somewhere Far Beyond (SFB).
Итак, снова о IFTOS. Во-первых, я спрашиваю себя – изменилось ли что-нибудь от того, что материал подвергся ремастерингу? Ответ однозначен – да, изменилось. Более того – именно ремастеринг заставил меня по-новому взглянуть на IFTOS и SFB – я очень чутко отношусь к плохой записи, а в то время она объективно не могла достигать таких технических высот, каких в данный момент. Именно поэтому переработка звучания этих альбомах в моём представлении дала им практически вторую жизнь – теперь они звучат более свежо и качественно, одновременно с тем сохраняя шарм и дух того времени, в которое были записаны. Ведь на то, как были сыграны сами партии, процесс ремастеринга не влияет. Но звук стал более четким, более мощным, более насыщенным, в конце концов, и уже нет нужды подкручивать громкость на своих колонках, чтобы во всех деталях разобрать то, что происходит.
Обратим внимание на гитарные партии – особенно на лид-гитару – ведь это последний альбом Блайндов, на котором они имели тот сочный и яркий саунд, который, думаю, любили многие. Послушаем, к примеру, коротенький соло-отрезочек после первого припева в титульной песне – это же как будто кто-то от всей души проводит скрипучим мелом по старой доске! – в хорошем смысле, ибо звучание действительно выделяется, и не только из-за манеры игры, но и потому, что это сделано вполне осознанно с чисто технической точки зрения – лид гитара слегка выдвинута вперед по сравнению с тем, что мы обычно слышим в пауэр метале сегодня. Эта манеры игры формировалась ещё на SFB и TFTTW – думаю, соло с этих альбомов помнят наизусть если не все любители группы, то очень многие. Конечно, можно сказать о том, что происходило это ещё и потому, что партии ритм-гитары и баса напротив не отличались оригинальностью, и представляли собой скорее откровенно подкладку под вокал и ведущие ноты второй гитары. Сравним это с тем, что происходило с группой дальше – уже на NIME картина резко поменялась, стали намечаться тенденции к тушеванию звучания соло гитары, но в то время ведущую роль взяли на себя клавиши – это было связано со звучанием одного конкретного альбома и было сделано в угоду созданию необходимой для той работы атмосферы. Ничего плохого в этом, разумеется, нет – NIME также считается одним из лучших альбомов БГ, чего нельзя сказать о следующим за ним A Night At The Opera (ANATO) – лично я не понимаю, за что его так не любят многие (видимо, за почти полный отход от стилистики т.н. «старого БГ»), но, опять же, речь сейчас идет о построении гитарного звучания. На ANATO саунд «нового БГ» уже оформился окончательно – обе гитары звучат практически одинаково (я, честно говоря, немного могу вспомнить групп, играющих так же, если вообще могу вспомнить хотя бы одну), можно сказать, что теперь вместо одной ритм гитары мы получили две – не в смысле того, что пропали соло, а в смысле того, что акцента на лид-гитару уже нет, она звучит таким же полуфоном, как и вторая. Именно по этой причине соло уже запоминаются намного хуже – они как бы являются внутренней, необходимой частью музыки, а не ярким украшением, как это происходит обычно. Ну, и на
A Twist In The Myth (ATITM) наблюдается та же картина – практически полная идентичность обеих гитар. Не то чтобы это было так ужасно, но иногда все ж таки хочется, чтоб вот сейчас взвизгнули струны в торжествующей мелодии, оставляя остальные инструменты далеко позади…
Теперь немного о вокале – собственно, вокал Ханси считается многими главной составляющей такого успеха БГ. И именно IFTOS можно назвать бенефисом герра Кюрша – так, как он пел здесь, он больше уже не пел никогда. Это действительно вершина, апогей, кульминация. К такому исполнению он шел на протяжении всех предыдущих альбомов – уже на TFTTW кое-где была слышна та самая фирменная хрипотца в голосе, которой многим так не хватает в «новом БГ». На SFB вокал приобрел ясную и четкую структуру и время от времени обрамлялся абсолютно безбашенными воплями (вспомните строчку
« Yesterday seems like a dream no more» из
Journey Through The Dark), которые лично я очень и очень люблю. И именно на IFTOS такой манеры – больше всего. Бессчетное число раз за время прослушивания я просто поражаюсь, как можно вытягивать такие сумасшедшие ноты, сочетая при этом фирменную мелодику и яркость голоса с чудовищной, непередаваемой энергетикой и яростным драйвом. Доходит до того, что мы слышим чуть ли не натуральный скрим – вспомните эти сумасшедшие «YEAAAAAAAH» до и после строчки
«…all these fairy tales» в титульной композиции. Это же просто уму непостижимо…
Но! Все эти вокальные изыски не просто так появились на этом альбоме. Главным их предназначением является создание контраста – контраста между ними и обычными, мелодичными нотами голоса Ханси. Сколько раз это происходит – не счесть, да в одной IFTOS таких чередований не меньше десятка. Вкупе с общей атмосферой альбома и очень хитрым построением композиций создается ощущение, что ты не пауэр слушаешь, а какой-то Blind Guardian metal. Впрочем, уже с этого альбома творчество группы с трудом вписывается в какие-либо стилистические рамки.
Важной деталью также является и то, что типовые хоралы пока ещё не стали таковыми – и мы слышим очень много чистого голоса Кюрша, не приправленного бэк-вокалом. И это также подчеркивает все то, о чем я написал выше. Да, конечно, в припевах как правило эти самые хоралы присутствуют – но явно не в таком объеме, как уже начиная с NIME. Недаром же, при упоминании хоров в пауэр метал, сразу вспоминаются две группы –
Blind Guardian и
Edguy.
Большие изменения произошли со времен SFB и в плане композиторства – от прямолинйеного спид/пауэр метала Ханси и Андре (Олбрих) перешли к сочинению более вдумчивых и разнообразных вещей. Впрочем, да не обманут вас такие слова – не думаю, чтобы кто-то в то время был против услышать ещё один такой же, как SFB, альбом. Однако группа упорно шла вперед – и перемены происходили буквально на каждом следующем альбоме. В этом смысле IFTOS немного напоминает ANATO – здесь мы слышим такие же непростые как технически, так и для восприятия слушателем композиции, которые в то же время остаются полностью завершенными, продуманными, в них нет никакой недосказанности или наигранности, и уж тем паче нельзя сказать о том, что музыка стала менее цепляющей. Нет, просто она стала менее прямолинейной. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя. В то же время (чур меня, чур) ни о каком влиянии, к примеру, прогрессив метала даже и говорить не приходится – ни здесь, ни на ANATO. Это просто Блайнды, и такова их музыка – своя собственная и ничья более.
Конечно, полностью уйти от предыдущего творчества сразу было нельзя – и мы слышим отголоски SFB на таких резких, быстрых и стремительных композициях, как
Born In A Mourning Hall,
I’m Alive,
Another Holy War. Однако мы уже не слышим именно той монолитной спид/пауэрной ритм секции, которая была на SFB – да, песни быстрые и динамичные, но даже в них есть место неожиданным изменениям и легким сбивкам. Да и в целом – преобладают среднетемповые вещи, которые, впрочем, дают больше пространства для Томена Стауха, который на этом альбоме развернулся по полной программе – если прислушиваться к барабанам, то можно найти уйму интересных и нехарактерных для пауэра фишек.
На IFTOS нет ярких хитов – по крайней мере это моё мнение. На какую песню ни посмотри – хороша? Бесспорно! Но настолько монстроидных вещей, какими были
Time What Is Time,
Joruney Through The Dark, здесь уже не встретишь. Даже казалось бы почти такая же
Born In A Mourning Hall все ж таки чем-то, но неуловимо отличается. В целом же альбом получился ровным, монолитным – да он так и ощущается даже без всякого анализа.
Конечно, нельзя не сказать об атмосфере альбома, в которую погружаешься с того момента, как видишь великолепную обложку работы Андреаса Маршалла, который на протяжении восьми лет был бессменным автором обложек альбомов и синглов Блайнд Гардиан. Каким-то образом эта обложка – больше, чем просто рисунок, она неразрывно связана и с самой музыкой альбома, и с его иномировой, иногда сказочной, иногда мистической атмосферой, которая пронизывает каждую ноту, каждый звук. Легче всего понять, что же есть тот самый дух IFTOS, послушав титульную композицию – эти отчуждающие клавишные в интро, это общее ощущение чего-то необычного, эти грустные нотки в вокале Ханси… а чего стоит лирика альбома – такие красивые, такие чувственные и оригинальные тексты редко где можно встретить. Связанные общей тематикой, они, тем не менее, не имеют прямого отношения друг к другу – и каждый повествует о каком-то одном аспекте, связанном с «другой стороной»… иногда сама песня может не быть напрямую с ней связана, но либо за счет лексики, либо за счет метафор, Кюрш все равно возвращает нас к ней. Ну и текст самой IFTOS – он как бы венчает эту атмосферу, дает возможность поразмышлять над тем, что же для нас значат сказки, мифы, вымышленные истории - как они влияют на наше восприятие мира, как они изменяют нас, и какое вообще отношение имеют к нашему существованию.
Воспринимая этот альбом во всех его аспектах целиком, я, безусловно, не могу не признать его великолепия и его гениальности. Уж слишком много вещей выделяет его даже из творчества самих Блайндов – что уж говорить о жанре в целом. Возможно, он непрост для понимания (впрочем, не сложнее ANATO ), однако оно того стоит. Тем не менее, говоря конкретно о музыке, я не могу сказать, что это шедевр. Да, все песни хороши по-своему, но до идеала некоторым из них все же кое-чего не хватает. Впрочем, это не помешало мне найти фирменный ремастеринг альбома от 2007 года и с большим удовольствием его приобрести. Чего и вам советую.
9/10
16 октября 2008 г.