Scar Symmetry - The Unseen Empire (2011)В году две тысячи девятом шведский уже тогда секстет
Scar Symmetry впервые опробовал свои силы без покинувшего их ряды вокалиста Кристиана Альвестама, выпустив альбом под названием
Dark Matter Dimensions (DMD). Альбом это был, прямо скажем, не сахар, как в сравнении с предыдущим творчеством, особенно с
Holographic Universe (HU), так и сам по себе. Когда четверть композиций вызывает почти что неприязнь ввиду полной бестолковости, а ещё четверть будто бы написана какой-то заштатной модерн мелодэтовой командой, это явно не то, что хотелось бы назвать хорошим релизом. Само собой, в конец утратить все свои достоинства группа не могла, и около половины треков так или иначе были слушабельны или даже, больше того, почти что приятственны. Однако оставалась такая надежда, что
DMD получился аляповатым хотя бы отчасти потому, что был написан в некотором цейтноте в связи с необходимостью выпустить хотя бы что-нибудь с новыми вокалистами и показать, что группа ещё жива и, пусть и покашливая, но здравствует — времени между релизами
HU и
DMD прошло всего лишь чуть больше года. Чтобы это проверить, надо было дождаться следующего шага на творческом пути команды. Мы и дождались. Спустя полтора года после релиза
DMD выходит
The Unseen Empire.
Группа решила не искать новых рецептов и продолжить развивать направление и стилистику
DMD — несколько минималистичный и весьма бодрый модерн мелодик дэт с акцентом на мощные и разнообразные гитары и фокусом на вокальной составляющей. По сути, в целом ничего особенного изменению не подверглось. Однако на этот раз в мелочах кроется совсем не дьявол, а нечто более благоприятное. Начать стоит с того, что на этот раз ощущения, что вокалы словно бы писались под Кристиана, как это казалось при прослушивании
DMD, уже совсем не возникает — вероятно, композиторы, а именно гитаристы
Scar Symmetry, Йонас Кьелльгрен и Пер Нильссон, приноровились к своим новым коллегам, Ларсу Палмквисту, отвечающему за чистый вокал, и Роберту Карлссону, отвечающему за гроул и скрим, и стали лучше понимать, какие же именно партии будут звучать для них лучше всего. Особенно это касается вокала Ларса, так как Роберт обладает гроулом, практически идентичным гроулу Кристиана, и кроме того владеет также разнообразными скримовыми техниками, что вносит дополнительное разнообразие. Ларс же на этом альбоме сумел показать кое-что из своего собственного арсенала, что-то, что выражало его собственный вокальный стиль и подчёркивало его индивидуальность, а не способность быть адекватной заменой. Голос у него довольно резкий и высокий, хотя использовать он его может очень по-разному, в пределах от шёпота в
Domination Agenda до катартического, ультразвукового вопля
THE SEERS OF THE ESCHATON!!! — за одно это я, честное слово, готов простить им весь
DMD вкупе со всеми огрехами этой пластинки, потому что у меня чуть мозг не выкипел и не разлетелся ошмётками от этого визга! Такой звуковой волной базальтовые скалы крошить надо! Мгновенный, интенсивный выброс гигантской энергии. Кроме подобных неожиданностей, а такого от него я и вправду не ждал совсем, в его вокале появилась некая естественность, самобытность и, главное, гармонизированность, партии вступают, продолжаются и развиваются по логичным схемам, протекают по плавным руслам, а не искорёживаются внезапными и бессмысленными поворотами.
Довольно странно отмечать такие мелочи, но мне невероятно, просто жутко понравилось звучание рабочего барабана. Наверное, никогда не доводилось ещё слышать настолько сочного и чёткого отстука, настолько яркого звукового присутствия. Ударные и вообще достойны здесь серьёзной похвалы, но почему-то именно рабочий барабан придал музыке какую-то особую мощь.
Также любопытно было услышать, что группу уносит от её мелодэтовой составляющей куда-то в сторону ещё более модернового звучания, замешанного на определённых альтернативных элементах, что особенно слышно в манере использования, скажем, акустической гитары. Правда, более заметным стало даже скорее не это, а то, что появились отчётливые реверансы в сторону прогрессива. Это прослушивается в риффах, в соло и даже в общих структурах — вы, например, давно в мелодик дэте слышали песню без припева (
Illuminoid Dream Sequence)? Палку с этим не перегнули, просто добавили кое-что, сохранив свой стиль, поэтому в полном смысле прогрессивным альбом назвать нельзя. Соло Кьелльгрена же просто невероятны, никогда он такой фееричной игры не демонстрировал. Как вам четыре отдельных солянки в той же самой
Illuminoid Dream Sequence, например? Гитарист он от бога, но здесь показал запредельный класс, и именно его стараниями как инструменталиста пару композиций уж точно удалось вытянуть со среднего на очень приличный уровень.
Можно сказать, что группа продемонстрировала как хорошую технику, так и грамотное композиторство — мелодичные треки звучат мелодично, брутальные — брутально и зажигательно («Бодры» должно звучать бодрее, а «веселы» — веселее!), кроме того, материал наконец захватывает внимание не просто хуковыми припевами и качевыми ритмами, а интересными деталями и продуманной до хорошего уровня детализации звуковой картиной в целом. В сорок с небольшим минут втиснулись как яркие и пробивные вещи вроде безумно хитовой
The Anomaly (это вообще чуть ли не идеальный трек) или размашистых монстров
Domination Agenda и
The Draconian Arrival, во всех из которых в лучшем виде преподносится умение музыкантов писать замечательные цепкие мотивы, так и более сконцентрированные на нестандартных инструментальных решениях
Extinction Mantra, Rise Of The Reptilian Regime и
Astronomicon, а также и такие вещи как
Seers Of The Eschaton и
Alpha And Omega, в которых гитаристы просто решили оторваться на полную катушку и изрешетить слушателя каскадными риффовыми очередями, или
Illuminoid Dream Sequence, где Ларс исчерпывающим образом раскрывает свой вокальный потенциал в пространных «чистых» куплетах. Всё это попросту интересно слушать, каждую композицию, а не ждать, когда альбом доковыляет до очередного припева. Идеальным сонграйтинг у
Scar Symmetry никогда не был, но очевидных и явных провалов
DMD больше не наблюдается, всё находится более или менее на своих местах, всё скроено с толком и без излишеств. Возможно, решение включить на диск всего 9 треков тому как раз и поспособствовало, и мы получили альбом с внятным вектором, не скомканный, не затянутый и доведённый наконец до ума.
8,5/10
1 мая 2011 г.