Moonsorrow – Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa (2011)Moonsorrow достаточно давно являются звездой первой величины на мировой фолк/пэган сцене и продолжают оставаться таковой, выпуская уникальные альбомы высочайшего уровня, раз за разом удивляя и радуя своих слушателей. В ряды оных мне довелось попасть вскоре после выхода
Verisäkeet, но привлекли меня в то время более ранние и более доступные пониманию альбомы. Уникальная мелодика и подход к музыке в целом сразу отделили
Moonsorrow от других групп стиля. За более чем полтора десятка лет существования финны неоднократно менялись и пробовали по-новому реализовать свои идеи, проделав долгий путь от блэковых демо-записей к сырому, но уже самобытному дебюту
Suden Uni, через героику и сагу
Voimasta Ja Kunniasta к волшебству прошлого на
Kivenkantaja, мраку времён беспощадного
Verisäkeet и наконец к величественному торжеству разрушения
Hävitetty. Две последних главы весьма отличались от предыдущих, именно в то время Moonsorrow снова обратились в своём творчестве к несколько позабытому блэк металлическому влиянию, а также сконцентрировались на «тёмной стороне», в частности, апокалиптической тематике, воплощаемой в масштабнейших полтонах длиной в двадцать, а то и тридцать минут. Четырёхлетная пауза после выхода Hävitetty была разбавлена лишь стоящей особняком EP под названием
Tulimyrsky, которую стоит рассматривать скорее в контексте ранних записей, нежели современного творчества. Однако группа была и остаётся в полном здравии, поэтому новый полноформатник когда-нибудь выйти был должен.
Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa (VKKM) находится в полном смысловом согласии с двумя предыдущими альбомами, раскрывая схожие идеи и представляя размышления на ту же тему (хотя полезно также будет знать, что группа считает каждый альбом из этих трёх вполне самостоятельным и независимым произведением). Альбом является концептуальной пост-апокалиптической историей, рассказывающей о горстке выживших после конца света людей, которые отправляются в неизвестность, чтобы попытаться найти себе новый дом, хоть и с самого начала понимают, что долго протянуть им не удастся. Величие апокалипсиса сменяется грязью, отчаянием и опустошённостью разрушенного мира, в котором остались лишь эти немногочисленные спасшиеся. Абстрактная поэзия предыдущих пластинок уступает место более «земному» стилю повествования от лица одного из них. Такова же и сама музыка, на этот раз более приземлённая и упрощённая во всех аспектах, таким образом наиболее точно отражающая это изнурительное и безнадёжное путешествие. Пронзительная тьма
Verisäkeet и убийственный басовый пресс
Hävitetty улетучились как дым, отличительной чертой
VKKM вместо них стали нарочито «задымлённое», мутное звучание инструментов и несколько кашеобразный в целом звук. Вилле Сорвали, басист и гитарист группы, говорит, что они хотели записать свой самый тяжёлый альбом, однако таковым по-прежнему остаётся
Hävitetty, могущественный молот уничтожения во всей своей сокрушительной мощи. Здесь же музыка не тяжёлая, а именно что грязная. Типичные для Moonsorrow хоровые распевки отсутствуют, чистый вокал, как следствие, тоже, остались лишь эпизодические бэки и хоралы, едва прослушиваемые за грозным гитарным гулом. Любопытная деталь, Вилле записывал свой вокал для этого альбома в хижине посреди леса (может, поэтому он звучит так неразборчиво, хе-хе). Фолк закончился почти что как факт, проявляясь лишь в ускользающих клавишных и редкой акустике. Все, какие ни на есть, народные инструменты (мандолина, греческая гитара, аккордеон, варган, автоарфа и музыкальная пила) практически погребены под толщей хрипящих, тягучих гитар, которые своей мелодической невыразительностью задают тон всему альбому. Гостевым участием в
Muinaiset отметился скрипач
Turisas, Олли Вянскя. Достаточно странный инструментальный выбор, скрипка необычно звучит в музыке
Moonsorrow, тем более в такой, которая представлена в данном случае. Результат, тем не менее, получился как минимум стоящим: тончайшая скрипичная мелодия прорезает гитарные пласты и словно бы силится вырваться на свободу из-под их гнёта, но в итоге органично вплетается в риффовый рисунок в конце композиции.
Ещё со времён
Suden Uni Moonsorrow отличались способностью, а впоследствии и желанием писать весьма продолжительные композиции. Начав с более, как шутит Вилле, “radio-oriented” эпиков на 10-14 минут, группа всерьёз взялась за дело на
Verisäkeet, сочинив двадцатиминутную
Jotunheim, а затем, на следующем альбоме, и вовсе доведя тенденцию почти что до абсолюта, разбив диск на две композиции по тридцать минут. Многие тогда шутили, что следующий альбом выйдет не иначе как двойным. Сами участники группы в своё время высказывались об этом таким образом, что если когда-либо они будут сочинять новый альбом и поймут, что он станет их последним, то, возможно, он будет состоять всего из одного трека. Стоит полагать, что такой альбом представлял бы живейший интерес для всех фанов группы, потому как эти музыканты умеют обращаться с такими композициями, как смог бы мало кто другой. Основной идеей подхода Moonsorrow является, приблизительно, следующее: каждая композиция должна быть цельной. Многие подобные композиции чётко разбиты на части, составлены из отдельных кусков или элементарных блоков, чего никогда не было у
Moonsorrow. Вместо этого их полотна любой продолжительности всегда отличались связностью, плавным и постепенным развитием и раскрытием одной главной темы путём поэтапной вариации различных компонент и наслоением на неё различных «обертонов». Это даёт ни с чем не сравнимый результат, во многом поэтому поздние работы
Moonsorrow представляют собой такую творческую ценность. Сохранился ли этот стиль на
VKKM? И да, и нет. Да — потому что трудно выбрать другой опус финнов, который был бы настолько прочно подчинён одной музыкальной идее. Нет — потому что группа всё-таки переступила грань, за которой внесение минимальных изменений в песню перестаёт её, собственно, изменять. Иногда кажется, что на протяжении нескольких минут ничего, буквально ничего не происходит, и это, пусть и совершенно логичное для данной концепции, выразительное средство время от времени вызывает скуку.
Альбом монотонно течёт от начала и до самого конца. От тлеющих останков под беззвёздными небесами в
Tähdetön, от глыбы её гитар, постепенно раскручивающих спираль повествования и задающих динамику его неспешно сменяющимся главам, через небольшой островок спокойствия и ложной надежды, надежды, неуловимой как и ведущая мелодия
Muinaiset, то появляющаяся, то снова тонущая в болоте шипящих риффов, к медленно подступающему безумию и хаосу
Huuto и логичному финалу
Kuolleiden Maa, самой, возможно, однообразной во всей дискографии
Moonsorrow. Чтобы понять, что монотонность здесь не является недостатком, уходит время. Чтобы прочувствовать чёрное, беспросветное отчаяние последних людей, бредущих по руинам, нужно особое настроение, даже особое мироощущение, если хотите. Бредущих непосредственно перед нами: в альбоме содержится три интерлюдии, в каждой из которых мы слышим лишь молчание и… шаги. Только шаги и ничего более. Шаги по выжженной земле. Шаги по первому снегу. Шаги всё меньшего числа людей. И наконец, шаги последнего из них, еле бредущего, спотыкающегося, падающего в мелкую воду около речного берега и испускающего нечеловеческий, продирающей до мозга костей вопль, вопль отчаяния последнего человека на этой земле, ужас которого не передать никакими словами. Вряд ли к такой истории можно было написать другую музыку. И всё-таки есть у всей этой неприглядной картины какое-то своё величие — величие последнего дня человека на этой земле. Величие конца.
… но всё это не относится к
Huuto. Если бы весь альбом был исполнен так, как она, это был бы не лучший диск
Moonsorrow, это было бы музыкальное откровение, не меньше. Но даже в нынешнем виде его стоило записать ради этой одной-единственной вещи. Потому что всё то, что ценилось в
Moonsorrow прошлых лет, всё, что было стёрто на
VKKM, в полной мере и в полном расцвете прорвалось в ней. Мощнейшая, сказочно красивая и элегантная ведущая линия, получающая блестящее развитие в течение всех шестнадцати минут, переплавляемая из одной изящной формы в другую, исподволь меняющаяся и остающаяся самой собой до самого конца. Настоящий фолковый бэкграунд, полный спектр акустических инструментов и детальное клавишное обрамление. Знакомые, грандиозные полномасштабные хоры. Невыразимая красота, которая ввергает в полнейшее оцепенение, заставляя заворожено вслушиваться в каждую ноту. Шестнадцать минут сливаются в единый миг и, истекая, растворяются в воздухе дымом затухающей мелодии.
В финальном аккорде альбома, в завершении
Kuolleiden Maa слышна ритмичная угасающая гитарная партия — сердцебиение, пропадающее в пустоте и обрывающееся на полуударе. После него остаётся лишь дуновение ветра и тихий плеск волн о берег реки в полном безмолвии. Время людей кончилось. Природа победила. Тени встречают нас на обложке, и тенью же завершается буклет в последней иллюстрации. Тени, уходящие духи погибшего мира. Они исчезнут, спустятся за тот холм — и останутся лишь звенящая тишина, мёртвая земля и сырые, холодные и пустые небеса.
9,5/10