Nightwish – Imaginaerum (2011)Тут, наверное, надо что-то такое сказать. Что
Nightwish — это «ууу!», что
Nightwish — это «ооо!», что
Nightwish — это «ааа!». Это даже будет правильно, группа ведь знаковая, причём уже не для одного даже жанра. Но это пусть скажет кто-то другой (и не сомневайтесь, уже сказали и скажут ещё). Не попав ни в один из лагерей ярых поклонников/истовых ненавистников группы и отдельных её участников за последние года, выскажусь вместо этого с позиции умеренного и несколько отстранённого интереса, который
Nightwish, безусловно, вызывают до сих пор.
Ретроспективно тарьепериод не кажется чем-то заоблачно-ошеломительным, но есть ощущение, что для создания настоящей magna opera не хватило буквально ещё пары шагов. К
Once Туомас Холопайнен уже примерно определился, в каком ключе он собирается дальше сочинять музыку, а Тарья Турунен достигла весьма впечатляющего вокального прогресса, как в смысле техники и разнообразия, так и в смысле эмоциональной подачи. Попытки совершить эти шаги, к добру ли, к худу, были далее предприняты уже в раздельном виде; о результатах Тарьи говорить здесь не будем, первой же пробой нового состава в студии для
Nightwish стал
Dark Passion Play, на котором Туомас проявил себя отличным мелодистом в различных областях, удачно реализовав свои идеи и в типичных радио-хитах, и в масштабных оркестровках и эпических конструкциях, и в традиционной «изюминке», которой стали потрясающе красивая, невероятно чувственная музыкально кельтская дилогия
The Islander/Last of the Wilds и госпел-хор в
Meadows of Heaven. Анетт Олзон, новая вокалистка команды, оказалась достойным выбором и почти с чистого листа пересоздала эмфатический музыкальный образ, который Туомас овеществляет в своём творчестве. Первый барьер был взят, и всем стало интересно: а что же, собственно, дальше? Это можно узнать, вскрыв коробочку, щеголяющую полумёртво-искуственной, псевдотаунседовски-ярмарочной картинкой и надписью Imaginaerum.
Как и было объявлено, пластинка тесно связана с одноимённым фильмом и имеет к нему самое распрямое отношение. Видимо, по этой самой причине она пахнет и имеет вкус скорее саундтрека, нежели альбома: никакой чёткой общей музыкальной идеи в ней нет, а есть, что ли, антиидея, которая, собственно, отрицает привычные контуры концепции метал-альбома и провозглашает сумбур, цирк и бедлам. Туомас слегка перенастроил свой внутренний музицировательный воображариум, и нетрудно понять тех, кому эти новые мыслеформы, обретшие жизнь, пришлись по нраву, как нетрудно и догадаться, что такой ход завоюет много новых поклонников. Но
Nightwish не за такое любили. Тарья, Анетт, родная бабушка, стремающийся петь Холопайнен, акустика, электричество — что бы там ни было на любом предыдущим релизе под этой вывеской, их объединяло одно общее видение итога, которое со временем почти не менялось. Тут можно, конечно, сказать, что «Раз есть деньги, пусть что хочет, то и делает», и это даже будет правдой, но к персональному восприятию отношения не будет, тем не менее, иметь никакого.
Однако талант вот так не пропьёшь, что бы там не было решено этакого соорудить, и посему многое на Imaginaerum получилось очень даже благопристойным. Проблема же здесь в том, что толика лёгкой ненормальности и бессистемности коснулась почти каждой песни, поэтому на должный уровень внутренней гармонии Imaginaerum не выплыл. Правда, и, пуская пузыри, на дно тоже отнюдь не пошёл, во многих местах есть чрезвычайно красиво и умело воплощённые задумки, пусть и слишком мало композиций построены на них целиком.
Storytime, с которой можно было ознакомиться ещё в виде сингла, подтвердила свою профпригодность и продолжает радовать размазывающим в кисель скрежещущим риффом, канонично-хитовым «аббистым» припевом и отличными высокими нотами в исполнении Анетт, в том числе и, что удаётся ей уже не впервые лучше всего, распевками под конец (ранее вспомним финал
Sahara, например).
I Want My Tears Back, хоть и не удивляет, но ласкает слух плавными кельто-волыночными трелями и танцевальным инструментальным проигрышем, да и дуэт Марко Хиеталы и Анетт снова как нельзя более освежающ и искрист.
Last Ride of the Day, одной из самых быстрых песен
Nightwish, при невероятной простоте формы с лёгкостью удаётся закружить слушателя в размашистом мелодическом хороводе, прямо какая-то метализированная
Indica получилась. И на этом концентрированная радость, к несчастью заканчивается, начинаются недоделки и прочие кошмарики, составленные из обрывков различных мыслей, скроенных вместе как попало, иногда вовсе без какой-либо очевидной причины им находиться вместе.
Ghost River, начинающаяся как чуть ли не
Eternal Tears of Sorrow в лучших традициях и вызывающая натуральное экстатическое офонарение своими лид гитарными фортелями и кинжальными симфоническими выпадами, к первому же припеву оборачивается жгучим разочарованием, потому как в припеве этом Марко демонстрирует совсем даже не лучшие стороны своего голоса. Это угрюмое бормотание даже припевом-то называться недостойно. Да-да, снова концепция, природа-матушка и злые силы, едрить их корнем в торец, но отчего же нужно было поганить такую, не побоюсь этого слова, гениальную композиторскую идею?
Turn Loose the Mermaids, раскручивающаяся под конец в энниоморриконовские дуделки и вообще отличающаяся на диво симпатичной акустической игрой, так и не раскрыла свой потенциал даже наполовину, да ещё и вокальные наслоения в исполнении Анетт в ней какие-то уж совсем стандартизированные. Arabesque оказалась полнейшим амелодичным полуэмбиентным примитивизмом. Да-да, как же, танец смерти, жутко атмосферно, мы знаем!
Rest Calm была близка к успеху в своих величественных аристократическо-оркестровых замашках на торжественный почти-что-эпик, но споткнулась левой ногой о правую и подавилась собственным рефреном, повторённым, пусть и не без некоторой вариативности, в конце намного больше раз, чем необходимо.
Taikatalvi можно было бы признать неплохим интро, если бы кому-то в голову не взбрела шальная мысль о том, что ему требуется аутентичность в виде финского языка. Дальше всё ещё хуже, потому что неупомянутым остался тот самый форменный ужас и бардак во плоти, как, например,
Slow, Love, Slow. И плевать на этот бар, куда попадает главный герой фильма, и на его обстановку, зачем, зачем здесь это джазовое неуклюжее музицирование? Туомасу показалось, что он сумеет адекватно передать соответствующий антураж покрывающихся лохмами тридцатых, кажется, годов ХХ века, а Анетт решила, что вокалом в духе игривого лёгкого флирта она этому поспособствует. Затея эта во всей своей полноте с треском провалилась. Хорошо хоть, что провалилась не в городской коллектор, боюсь подумать, что бы мы услышали, если бы герой попал туда.
Scaretale, по каким-то неведомым причинам окрещенная «глотком свежего воздуха в музыке Nightwish». После ни-шатко-ни-валкого вступления Эмппу Вуоринен проезжает мимо вместе с агрессивным риффом, и уже можно почти поверить, что сейчас будет добротный найтвишевский трек, но не тут-то было: во-первых, припева у этой песни нет совсем, во-вторых, цирк, во всех смыслах этого понятия, который творится здесь чуть за серединной отметкой хронометража, нельзя оправдать ничем. Клоунские гипетрофированные речёвки, клавишная вакханалия, служащая, не иначе, музыкальным сопровождением к маршу карликов из дурдома и прочие аналогичные прелести — неизвестно, каков процент любителей
Diablo Swing Orchestra и Тима Бёртона (к последним, очевидно, относится и сам Туомас, которого на это подтолкнули, по всей видимости, фанатичная любовь к Диснею и кто знает, какая любовь, к Джонни Деппу) среди тех, кто попался на эту удочку, но столь наглая зомбификация того, что могло бы в другой жизни быть миловидной песенкой, для тех, кто к таковым любителям не относится, возмутительна. Если это предполагалось макабром, то поверить в это можно разве что после пятой бутылки.
The Crow, the Owl and the Dove оказалась просто пустышкой, даже с десятого раза чертовски затруднительно вспомнить оттуда хотя бы половину нотного ломтя. И венчает всё это
Song of Myself, которая снова начинается за здравие и продолжается почти что за воскрешение мёртвых, ибо припев красив и могуч до невозможности, но которая срывается затем в затяжной берйкдаун, за которым следует семь минут того, что, приняв точку зрения Туомаса, можно счесть поэмой, а при более пролетарском рассмотрении — бредовой стихотворной белибердой без малейшей музыкальной ценности. Туомас на досуге переборщил с прослушиванием позднего творчества Люки Турилли с участием Кристофера Ли? Даже попытки сравнить данный экзерсис с
The Poet and the Pendulum не более чем забавны. Закрывает альбом одноимённый трек Imaginaerim, который, в полном соответствии с традициями саундтрека, повторяет ключевые мелодические точки всего диска и, хоть и представляет некоторые из них в отличной от оригинальной обработке, сам по себе почти никакой ценности не составляет.
Учитывая, чего все ждут от
Nightwish, не оценить смелость эксперимента, конечно, нельзя, но результат во многом неудачен.
Dark Passion Play был чем-то новым в старых рамках, что сделать всегда невероятно трудно, ибо чем больше в комнате чего-то уже есть, тем меньше там может быть чего-то ещё.
Imaginaerum уже есть что-то новое частично за этими рамками, вот только если из комнаты выйти, а хвост оставить в автоматически закрывающихся дверях, ничем хорошим это, поверьте, не закончится. Либо уж беги вон, раз решил быть крутым и воротить, что вздумается, либо прыгай обратно и делай то, что получается лучше всего. Кроме этого, три баллады, из которых две до жути ординарны и мало чем друг от друга отличаются, а третья навевает смертную тоску — это слишком для метал-альбома. К бедности дисков
Nightwish на соло все уже привыкли, из композиций, содержащих таковые, здесь достойны упоминания
Ghost River и
Last Ride of the Day, но всё более и более скудеющая ритм гитарная составляющая начинает вызываеть опасения. Танцевальные жужжалки жужжат ещё больше и теперь лезут вперед всех остальных инструментов, а поскольку риффовая мысль на
Imaginaerum отсутствует практически напрочь, это слушается очень скучно. Вместо закономерного создания таким образом фона и фундаманта для аранжировочной мысли получается назойливый шум, мысль же силится получить какую-то привлекательную форму, но сделать этого всё никак не может: аранжировки неказисты на выдумку, и ничего симфонически интересного, как в той же
The Poet and the Pendulum, здесь и близко нет, не говоря уже о других шедеврах с
Dark Passion Play, таких, как, например,
7 Days to the Wolves или
Sahara. Гитарно-оркестровые сочетания тоже довольно заезжены и ничего интересного не синтезируют.
Альбом вторичен. Можно сколько угодно говорить всякие умные слова про концепцию, фильмы и полёт фантазии, но ни один прежний диск
Nightwish вторичным не был, что бы они не выпускали.
Imaginaerum именно таков, и никакие оркестровки и «цирковки» этого не меняют.
Blind Guardian, выпустив свой
At the Edge of Time, первый вторичный для себя альбом за всю историю, чудом избежали этой серой участи, несмотря на слабую запись и прочие минусы. Здесь выбраться из оврага не получилось, нет ничего такого, от чего бы перехватывало дыхание и изумлённо приподнимались брови, что было бы пусть и не новизной, но всё же гениальностью. А такое быть для группы масштаба Nightwish всё-таки должно. И единственным по-настоящему восхитившим треком становится спорная, но всё же прекрасная
Ghost River.
В 1998-м Туомас Холопайнен был отличным клавишником. В 2007-м он был отличным симфонистом и мелодистом, но отличным клавишником уже не был. В 2011-м он успешный и разносторонний композитор, но больше уже не отличный симфонист. Типовые хоры, типовые базовые оркестровые барельефы, типовые гитары. И его тяга к новым горизонтам, к инаковости, к сожалению, начинает перевешивать мелодический талант.
8/10