Before the Dawn – Rise of the Phoenix (2012)Before the Dawn не относятся к звёздам мелодик дэтовой мировой сцены, им далеко даже до ажиотажа, который вызывают, ну, скажем,
Insomnium или
Omnium Gatherum. Причины подобного до конца не выяснены, тем более после того как группу подписали Nuclear Blast. Тем не менее свою аудиторию Туомас Саукконен и компания безусловно завоевали. «И компания» до сих пор остаётся верным уточнением в адрес
BtD, последние годы существования группы снова ознаменовали перемены в её составе, причём перемены с далеко идущими последствиями для, собственно, исполняемой музыки. Один из редких в последнее время случаев, когда из команды выставляют её участников, дабы изменить вектор дальнейшего развития. Причём выставляют не кого-нибудь, а Ларса Эйкинда, фактически, почти что лицо последних альбомов, создававший на них добрую половину атмосферы своим уникальным чистым вокалом. Вместе с Ларсом финские ряды покинул и ударник Атте Палокангас, правда, сам, но по тем же причинам музыкальной несовместимости с дальнейшим творчеством. Как сказал сам Туомас, ему надоело играть одно и то же из альбома в альбом, и он хотел кое-что поменять именно в формате
BtD. Смелое решение, признаем, особенно памятуя о том, что более мрачная и немелодичная сторона туомасовского композиторства вполне могла найти свою реализацию в другом его детище,
Black Sun Aeon.
Получилось наоборот, и теперь у нас вместо
BtD и
BSA есть полтора
BSA. Полтора, потому что в
BSA чистый вокал как раз всё ещё остаётся, а
BtD на
Rise of the Phoenix превращается в чистый мелодик дэт и начинает сильно напоминать слегка омелодиченый и гитарный вариант
BSA. Это не так уж и плохо, сам концепт достаточно плодотворен и в некотором смысле беспроигрышен: яркие, сочные лид гитарные проходы, на которые делается постоянный акцент (теперь даже соло в каждой песне есть, во как), некоторое разнообразие в композиционном построении (целая песня на шесть минут, шутка ли), вариативные барабаны (смены ритмики по ходу композиций раньше не были характерной музыкальной чертой для
BtD), по-прежнему уместная и красивая акустическая игра. Но выше головы-то теперь не прыгнешь, ведь какими бы Ряйхя и Саукконен не были крутыми гитаристами, а они таки показали, что зажигать могут, Эйкинд был неподражаем. Ларс придавал песням глубину осмысления, делая их чем-то чуточку большим, чем просто красивыми мозаиками.
Впрочем, это не единственная проблема
Rise of the Phoenix. В конце концов, всегда можно настругать таких мелодий, чтобы у всех челюсть поехала. Но этого сделать тоже не удалось, и вряд ли стоило ожидать чего-то иного, Саукконен всегда слегка страдал написанием откровенной серости в небольших объёмах, но на каждом альбоме. Этот не стал исключением, такие композиции как
Throne of Ice, Eclipse и особенно чересчур шаблонное аутро,
Closure, в неторопливое раскрытие главной темы которого был неизвестно зачем добавлен вокал, испортивший весь акустическо-электрический симбиоз, а также глупейшая по риффовке
Fallen World больших симпатий не вызывают. Конечно, есть и в большой степени удачные решения, и
Pitch-Black Universe, Phoenix Rising, Cross to Bear, Perfect Storm хочется переслушивать ещё и ещё, потому как соло-отрезки в них просто великолепны, но для пластинки в девять треков невыразительности случилось, к несчастью, слишком много. Не добавляют радостных эмоций и такие изменения как, например, избыточное использование двойной бочки. Это вообще очень слабый и утомительно звучаший ход в мелодэте, тем более в таком, который претендует на какую-никакую атмосферность. Также слишком очевидным стало разделение гитарных партий на ведущие и риффовые: то, что раньше переплеталось и перетекало одно в другое, теперь существует в чётко разграниченном и разделённом виде, делая музыку более предсказуемой и скованной. Да и размышляя над уходом Эйкинда поневоле приходишь к выводу, что плохо даже не столько его отсутствие, сколько постоянный вокал Туомаса, скрим которого затруднительно назвать удачным, слишком много в нём грубых горловых «гроуловых» элементов. Мюнни Лууккайнен, поучаствовавший гостем на последнем альбоме
BSA,
Blacklight Deliverance, чрезвычайно ярко высветил своим мощнейшим, яростным харшем контраст Саукконена с действительно впечатляющим скримером.
Таким образом, группа потеряла шарм, хотя сделала всё, чтобы сохранить лицо и показать класс. В известной мере ей это удалось, и Туомас выпустил приятственный альбом, не ставший полным провалом, что, честно говоря, было более ожидаемо. Но дальнейший путь
BtD теперь ставится под большой вопрос, ибо выбранные новые рамки намного, намного уже прежних.
7,5/10