AtomA – Skylight (2012)У меня, наверное, какие-то проблемы с интерпретацией «космических альбомов». Как кто ни обмолвится, дескать, наш альбом про космос/черпает вдохновение из космической тематики, ни разу не получается их таким образом проассоциировать. Вот и с
AtomA вышло то же самое. Концептуальный альбом о путешествии группы астронавтов по Солнечной системе от разрушенной Земли в поисках убежища и нового дома — казалось бы, куда уж «космичней». Как бы не так. В сознании проплывают совсем не солнечный ветер и потоки нейтрино, не холодная и мрачная глубина огромного пространства. Вместо них… что? Нечто. Нечто из других миров, из иных измерений, сквозь скудную призму проекции трёх наших. Где происходит такое, что в нашей Вселенной не было бы возможно никогда. Флуктуации чистой энергии, приобретающие мистические, причудливые, заворажвиающие формы, понять которые человеческий разум не сможет никогда. Уникальная, подчёркнуто отчуждённая смесь пост-рока, витающего в поистине свободных аранжировках, с различными атмосферными осколками металических конструкций, обнажает душу, срывая все мирские покровы, и безмолвно глядит прямо в тебя.
AtomA – группа, рождённая из «широко известной в узких кругах» шведской мелодик дум/дэт-формации
Slumber, выпустившей всего один альбом,
Fallout, длительностью чуть более чем 30 минут, который тем не менее снискал им немалое признание. Изначально под этой же вывеской планировалось выпустить второй альбом,
Resonance, сэмплы с него до сих пор можно в достаточно большом объёме найти в сети. Затем выяснилось, что два движущих композитора проекта, гитарист Яри Линдхольм и клавишник/вокалист с трудно для русского человека произносимыми именем/фамилией и иранскими корнями, Эхсан Калантарпур, имеют различные взгляды на то, каким, собственно, этот альбом должен быть. Никакой драмы в распаде группы не было, насколько известно, эти двое дружат до сих пор, Яри даже числится в списке гостевых музыкантов на
Skylight, дебютном альбоме
AtomA, о котором здесь и идёт речь. Линдхольм, по-видимому, желал продолжать в духе того же, что играли
Slumber, а Эхсан предполагал круто повернуть в сторону более «эфирной» и менее тяжёлой музыки. В рамках одного проекта сделать и то, и другое одновременно не вышло, поэтому, сманив с собой почти весь состав Slumber, а именно гитариста Маркуса Хилла и басиста Сиавоша Бигонаха, Эхсан основал
AtomA.
С первого же, заглавного, трека
Skylight становится очевидно, что возврата к деспотии Ситхов… кхм, то есть к дум/дэту не будет. Интро вообще можно считать самым нетипичным проявлением новых замыслов Эхсана, его будто вытащили из саундтрека к Ван Хельсингу, а не с рок-пластинки. Сложно сказать, насколько оно отражает настрой альбома, но содержание оно, к счастью, отражает лишь в отношении меньшей его части. Дальше начинается то, ради чего мы здесь сегодня и собрались.
Skylight. Hole in the Sky. Highway. Bermuda Riviera. Resonance. Запредельная гениальность, так долго таившаяся в глубинах чьего-то непознанного разума, вырывается наконец наружу. Каждая композиция своеобразна и несёт явные отличия от любой другой (и это не пустая похвала, обращение с традиционными песенными канонами тут более чем вольное). Эхсан, получивший полную творческую свободу, решил запеть чистым вокалом, и… и… наверное, уже сейчас попадает в список лучших певцов, которых мне доводилось слышать. Припевы в
Skylight и
Highway являют собой безбрежный, бесконечный океан эмоций, а учитывая красивейший вокальный тембр, становятся чем-то невыразимым и погружают в кататонический транс. Придираться к мелодическому аспекту бессмысленно в принципе, ибо изъянов в нём нет.
Hole in the Sky — вокальный катарсис, объединяющий все упомянутые выше достоинства голоса Эхсана в одно мощнейшее полотно. А также и не упомянутые, такие как нетипичная манера растягивать гласные, делать акцентированные придыхание на глухих согласных (… crusade of the chhhhoin, второй куплет
Hole in the Sky) и ещё больше подчёркивать согласные сонорные (… it’s the halfmoon rrrrogue там же). Один из немногих случаев, когда акцент, причём ощутимый, становится настолько уместным, что верное произношение слов начинает казаться преступно пресным и убогим (это, конечно, не Горин и его знаменитая картавость, и всё-таки). В то же время Эхсан проявляет себя магистром клавишных искусств: двух-, трёх- и четырёхслойные мелодии наполняют музыку и постоянно указывают ей путь, направляют в нужное русло, творят заглавные и вспомогательные формы. Это не жалкие три кнопки под струной, напротив, металические гитарные риффы здесь комплементарны клавишным и создают лишь фон для их сияющих нитей. В большинстве треков и вокал-то не столь значим или вовсе практически отсутствует,
Bermuda Riviera инструментален целиком, в
Resonance четыре строчки текста, в
Rainmen — две, в
Cloud Nine слышны только бэкграундные распевки, а в
Solaris — фоновый радиошум. Но главным откровением
Skylight стала лид гитара. Её совсем немного, к сожалению, намного меньше, чем того бы хотелось и чем казалось, что будет, по доальбомным превью. Но то, что на ней здесь играют — возможно, лучшее, что на ней можно сыграть вообще. Соло в
Bermuda Riviera и
Resonance — это… это как отвратительный, ужасный, выворачивающий всё нутро скрип мела по доске или острого когтя по стеклу. Только наоборот. Острый, щемящий душу неведомыми чувствами звукоряд работает не хуже самых тяжёлых наркотиков, ведь хочется ещё, ещё и ещё, ах, отчего здесь же всего так мало секунд этой божественной красоты и как жить дальше без неё? К счастью, побочных эффектов нет. Иначе на совести музыкнатов было бы слишком много безвозвратно загубленных человеческих жизней.
AtomA пошли той же дорожкой, которую до них с тем или иным успехом топтали другие деятели смежных стилей. Но вместо более классического думового звучания
Rapture, вместо иногда странной эклектики
Fall of the Leafe, вместо витания в химических облаках диковинных видений и спокойных размышлений
Throes of Dawn, вместо, наконец, отражения пугающей странности потустороннего у
Mar de Grises AtomA сконцетрировались на том, каким прекрасным это самое потусторонне может быть. Шведы приоткрывают нам завесу туда, где кажущиеся нам чудеса являются чем-то обыденным. Отголоски этого были уже и у
Slumber, но метал, наверное, и в самом деле не лучший контур для подобной идеи.
Горчинкой в этой бочке астрального мёда стала концовка альбома, в которой весь этот ворох страстных чувств успокаивается и плавно засыпает, проваливаясь в ажурную пост-роковую колыбель, овеваемую мягким эмбиентным дуновением. Игра контрастов вышла слишком резкой — далеко не каждому удастся медитация сразу же после спринта на пятьсот метров. Небольшой музыкальный проблеск в
Cloud Nine недостаточно ярок для того, чтобы забыть излишнюю безмятежность
Solaris, Saturn & I и особенно неоправданно затянутую
Rainmen.
Немного за кадром остался вопрос: «Зачем группе нужен Кристиан Альвестам?». Который был в неё приглашён уже после записи
Skylight в качестве ритм-гитариста/бэк-вокалиста. Талантище у него, конечно, огромный, но, как это ни странно говорить, Калантарпур оказался ещё лучшим вокалистом, чем сам Альвестам. Тембры у них похожи, но Эхсан звучит более свободно, раскованно и… возвышенно, что ли. В его голосе нет ни малейшего следа какого-либо надрыва или усилия, его вокал — будто широкая, степенно текущая река, которой нет дела до окружающего её мира. Кроме того, сотрудничество таких ярких личностей вполне может привести к не вполне позитивным последствиям. Впрочем, время покажет, какая роль отведена Кристиану в
AtomA и как сложится их дальнейший творческий путь.
Совершенно уверен в том, что Эхсан писал этот альбом только и исключительно для себя. Думаю, поэтому музыка на
Skylight получилась Музыкой с заглавной буквы — не сдерживаемой рамками или условностями, обращающейся к привычным инструментам и элементам, но использующей их так, как большинству и в голову не придёт.
8,5/10