Disarmonia Mundi – Fragments Of D-Generation (2004)На Дизармонию я вышел каким-то случайным образом, кажется, повинна в том рекомендация ЛастФм, точнее, его similarities, которые, пожалуй, являются самой полезной функцией сего портала, ибо, пусть даже реально команды могут быть и непохожи, но на хорошую рекомендацию этот список все же тянет, и хотя бы одна из советуемых групп как правило имеет шанс реально понравиться. Да, ну это лирика, в общем, начал я прослушивание с последнего альбома, как это делаю с любой новой группой, ибо, как правило, чем дальше, тем и запись лучше, и мастерство выше, ну и вообще дела обстоят лучше, если, конечно, не выбирается какой-либо кардинально неприемлемый стиль развития в музыкальном плане. Mind Tricks понравился довольно быстро, альбом, в общем, довольно прямолинейный и простой, но в то же время очень мелодичный и цепляющий. Порадовало много чего, ну и я решил скачать оба предыдущих. Первый я опасаюсь слушать до сих пор, ибо никогда не был фаном прогрессив (мелодик) дэта, о втором же сейчас и пойдет речь. При первых прослушиваниях показалось, что в альбоме излишне много жесткости и слишком уж мало мелодики, что и вызвало отторжение, после чего альбом был положен в долгий ящик – пылиться до лучших времен. И они воистину наступили, ибо в какой-то момент вдруг понравилась одна песня, потом другая, потом третья – и так далее, пока не стали нравиться абсолютно все, а такое развитие событий в моем случае – признак действительно классного, даже мастерского альбома.
1. Common State Of Inner Violence – собственно, именно эта песня и спугнула меня в самом начале. Ибо после довольно мягкого и воздушного, наполненного спокойной мелодией скрипки и некоей возвышенностью, вступления следует жесточайший рифф и шквал звука, который обрушивается на слушателя, сметая все и вся на своем пути подобно океанскому валу. С первых нот альбома видно, что ставка делается именно на мощнейшую гитарную работу, равной которой, пожалуй, в шведском мелодик дэте не было. Да, это, возможно, звучит немного диковато, но мне кажется, что дело обстоит именно так – потому что кроме ураганного звучания и прочих присущих жестких элементов на альбоме присутствует ещё бездна мелких (и не очень) деталей, без которых общей шедевральной картины бы не сложилось. Композиция продолжается в том же духе, в котором она и началась – темп не снижается ни на минуту, вокал Бьорна Стрида как нельзя лучше дополняет общий рисунок, ибо он умеет быстро читать текст в своей характерной манере, что придает довольно серьезную долю оригинальности в данном случае. Песня пролетает в единый миг – куплет сливается в стремительный поток агрессии вместе с бриджем, но припев, тем не менее, выделяется характерным чистым вокалом и яркой мелодикой. В то же время, на него отводится всего пара секунд, после чего песня несется дальше, структура куплета стремительно меняется, но следить за всем этим просто невозможно, настолько захватывает тебя общая атмосфера сокрушительного напора. Замедление все же присутствует – ведущая партия лид гитары неуловимыми штрихами накладывается на риффовку, как бы задвигая соло на задний план – ещё одно неординарное решение. Клавишные почти не показываются, их время ещё придет – но напоследок все же внимание акцентируется на синтезаторной мелодии, которая остается единственным дополнением к вокалу в финальных секундах.
2. Morgue Of Centuries – по признанию мистера Риготти и мистера Равинале, сей трек они считают лучшей песней, сочиненной ими на данный момент для Дизармонии. И к мнению мэтров стоит прислушаться, ибо это – один из супершедевров альбома, песня, которая сочетает в себе практически все сильные стороны группы, демонстрируя их в наивыгоднейшем свете. На сей раз никакого вступления не планируется, на тебя сразу же обваливается волна гитарного драйва – складывается такое ощущение, что ведущая гитара исполняет функции второй ритм-гитары, хотя при должном внимании заметно, что это, тем не менее, не так. Раскачивающий припев плавно перетекает в очередной мелодичный припев. Гитары в куплетах акцентируются весьма умело, выдавая мощные отрезки, когда на то есть необходимость. Вроде бы все идет своим чередом – но как бы не так. Дизармония не была бы сама собой, если бы создавала обычные композиции, пусть и выверенные до точки. Встречайте – лучшее клавишное соло, которое я когда-либо слышал. И черт бы меня побрал, если это не так. В нем нет какой-то виртуозности, в нем не показывается экстракласс исполнителя или ещё что-то феерическое – оно просто потрясает до глубины души. Вероятно, все дело в безумно красивой мелодии – раз, экстраординарном звучании синтезатора в принципе – два, и непередаваемой, неописуемой атмосфере. Ты будто бы стоишь на поверхности какой-то невообразимо далекой планеты, и смотришь, как не звездном небе вершится нечто фантастическое… Клавишные звучат так, словно на них не просто нажимают – по ним бьют, и бьют со страстью, с энергией и с проникновенностью. Фантастический синтезаторный эффект… четыре цикла мелодии пролетают в единый миг, а ты даже не можешь опомниться от услышанного. Приглушенный чистый вокал, неожиданно врывающееся в сознание и переливающееся всеми красками гитарное соло – все это проплывает словно бы в тумане, и осознается лишь позже – а клавиши ещё долго звучат в сознании… песня завершается неожиданным вторым ярким вступлением соло-гитары, которая подкреплена мощнейшим звучание ритм-секции. В завершение всего этого – затухающая мелодия клавшных, традиционный для группы ход.
3. Red Clouds – да, это спокойное начало необходимо для того, чтобы как-то настроиться на то, что альбом все же продолжается. На фоне среднетемпового, довольно мягкого гитарного звука Стрид демонстрирует нам чуть ли не речетатив – и умеет же удивлять этот вокалист. В припеве слышится надрывный чистый голос – кажется, это гостевой вокал Benny Bianco Chinto, вокалиста, ушедшего из группы после первого альбома. Да и, судя по видео, это действительно он. Клип на сей трек снят весьма неплохой, пусть и бюджет в нем примерно равняется нулю. Тем не менее, Мирко Андреис, который в то время ещё играл и на басу и параллельно занимался клипмейкерством. Общий антураж видео – красное небо – пожалуй, в какой-то степени отражает весь настрой этого альбома. Но, наверное, ещё лучше это может сделать обложка, которая удалась просто шедевральной – она ассоциируется с альбомом на 100 процентов – и этот яркий оранжевый цвет, который и в самом деле имеет какое-то неуловимое отношение к музыке, и скорчившаяся на полу заброшенного здания фигура, которая, как мне кажется, отражает нотки безумия, которые ещё предстоит услышать на альбоме.
Тем временем, песня продолжается в спокойном ключе, чему немало способствует все тот же чистый вокал, мягкое соло и общая тянущаяся среднетемповость. Наконец партии ведущей гитары акцентированы в более стандартной манере, и все сделано традиционным для соло образом.
4. Quicksand Symmetry – не было никаких сомнений, что в таком ключе альбом дальше продолжаться не будет – и вот, ожидаемый боевик. Проступают контуры последующей структуры песен – незаметные мелодии лид гитары ведутся на фоне все того же никуда не девающегося мощного звука и насыщенной ритм секции – именно этот прием будет в будущем не раз использован. Эта же композиция не то, чтобы быстрая, но и не медленная, в ней стремительный темп чередуется с рваными паузами и акцентами на басы; на этот раз в соло Этторе решил развернуться пошире, и выдал довольно длительный мелодичный гитарный отрезок. Вообще все соло на альбоме построены по каким-то довольно причудливым схемам – на данный акт может быть отведен даже иногда пару секунд, но мелодия, тем не менее, вбивается в сознание, кроме того, не чувствуется никакого диссонанса в самой структуре – то есть соло не выглядит насильственным образом прилепленным к остальное песне, а является её непосредственной и неотъемлемой частью. Изредка вступающий в песне Клаудио Равинале, второй вокалист группы, добавляет своим сочнейшим скримом дополнительного колорита всему треку.
5. Swallow The Flames – претендент на звание лучшего трека альбома №2. Хотя – сразу оговорюсь – есть три композиции, которые безраздельно властвуют над всем остальным рисунком – это Morgue Of Centuries, Swallow The Flames и Colors Of A New Era, не случайно они распределены по альбому равномерно – каждая из них шедевральна по-своему, и выделить какую-то из этих трех не получается. Остальной материал альбома ни в коем случае не хуже – просто именно здесь все плюсы проявляются как нельзя ярче.
С первой секунды нас встречает просто шторм в ритм-секции – высокий темп и жесточайшая агрессия чувствуются в каждой секунде, в каждой ноте. Но это ещё только часть того, что объемлет этот мини-шедевр. Вторая немаловажная часть – полубезумная атмосфера, которая создается вокалом Бьорна – каким-то образом этот славный малый умудряется своим казалось бы монотонным вокалом выводить такие вещи, от которых мороз дерет по коже. А чего стоит безумный вопль Клаудио в самом начале?.. песня несется вперед на всех парах, вокальная работа действительно поражает – уже за первый куплет мы слышим мастерское чередование голосов Стрида и Равинале, на котором будет базироваться третий альбом – однако там это станет уже привычным, да и будет выглядеть несколько иначе, здесь же строчки разного вокала идут не через одну, а в некоем причудливом порядке, подсказанном гением Риготти. Чистого вокала в песне нет вообще, да и не место ему в этом хаосе и мельтешении лоскутов мелодии. Тем не менее, припев получился действительно припевом – со своей уникальной и запоминающейся мелодией – ну про постоянно накатывающий драйв я не упоминаю, ибо его здесь просто море. Надо сказать, лирика соответствует всему этому на 100% - такое же безумие… а чего стоят строчки: «Closer... with no regrets I kneel alone among the ruins of my world» - в них безысходность, но и несгибаемая воля… снова Риготти показывает свой талант гитариста – три накатывающихся соло-отрезка – от малюсенького, почти секундного, до фантасмагорического – в самом завершении. «...the beast inside me still longs to be unchained» - и зверь таки-вырывается наружу, финальная мелодия как бы завершает всё это сумасшествие, подводя некий итог… но какой? Трудно сказать. Настроение слишком хаотично, чтобы можно было ясно сказать, чем же все кончилось. Но может этого и не нужно?..
6. Oceangrave – ооо, а это уже совсем другая история… название как нельзя лучше передает общую атмосферу песни. В ней – спокойствие, но и потаенная злоба; прекрасные партии чистого вокала самого маэстро на подпевках… да нет же, что я говорю. Вокал Этторе не воспринимается, как бэк-вокал – это вторая, параллельная партия голоса, который живет своей собственной жизнью, который не зависит от ведущего вокалиста. Немного печальный и отрешенный голос, который не спутаешь ни с чьим другим – мне кажется, что ему стоило бы побольше петь именно самому, а не отдавать чистый голос на откуп Бьорну или Бенни. Конечно, те справляются, но все же никоим образом не могут сравниться с ним... Хотя он никогда не выходит на первый план, его вокал звучит как бы из глубины и сам несет всю суть оной глубины, потрясая своим всепроникающим звучанием. Кроме этого, явно заявляет о себе синтезатор – футуристичное звучание, которое постоянно присутствует на заднем плане, периодически выходя и вперед, когда затухают все остальные инструменты. Я уж не знаю, что это за сэмплы такие, но, пожалуй, это одно из лучше модерн-звучаний в метале. Если не лучшее… В общем, ставка здесь сделана на атмосферу и вокальные линии + магические клавиши, а гитары в общем даже и не особенно заметны. И это – ещё один показатель высочайшего таланта композитора, который заостряет внимание на отдельных аспектах своей музыки в нужное время.
7. A Mirror Behind – снова внимание переключается на ритм-секцию, от которой очень сильно в данном случае веет модерновыми инфлюенциями. Размашистые и мощные куплеты перемежаются с взлетающим ввысь чистым вокалом, который уносит мелодию в действительно заоблачные выси… однако лишь затем, чтобы низринуться очередным каскадом риффов резаного ритма. Модель композиции более-менее стандартна, здесь нет каких-либо изысков, все сделано просто и со вкусом. Тем не менее, стоит обратить внимание на тот факт, что композиции вариьруются по продолжительности, и альбом – это не набор трехминутных песенок, построенных по одному принципу, это именно сплав множества различных структур, которые соединены вместе единым замыслом автора. И уж нигде не чувствуется никакой затянутости – все звучит ровно столько, сколько и должно.
8. Come Forth My Dreadful One – далее следует некая дилогия песен, объединенных общим настроем. Это сложно объяснить, но так кажется. Сначала нас встречает быстрый, дробленый на маленькие кусочки куплет, который водопадом осколков ритма обрушивается из колонок, за которым следует более спокойный бридж, переходящий в традиционно мелодичный припев, однако темп не теряется, а напротив – поддерживается всеми средствами. Снова слышны явственные отголоски модерна – их вообще на альбоме хватает, разумеется, просто иногда они явно бросаются в глаза… Эмм, уши.
9. Shattered Lives And Broken Dreams – песня, как я уже сказал, чем-то связанная с предыдущей, на первый план снова выходит эпизодический чистый вокал и смягчившиеся гитары. Построение песни по-прежнему блестящее, нет ни единой детали, которая находилась бы не на своем месте, будь то яркий рифф или клавишный проход. Тем не менее, кажется, эти два трека являются просто некоей прелюдией, подготовкой для того, что осталось послушать в этом альбоме на закуску.
10. Colors Of A New Era - …догорает закат. Пустынный пейзаж разрушенного города сиротливо встречает пустыми провалами окон человека, идущего по полузаброшенной дороге. Человек размышляет о чем-то, и сомнение отражается на его лице. Потом он грустно усмехается, поплотнее кутается в плащ, в последний раз озирается вокруг, и продолжает свой путь, путь за горизонт, вслед за уходящим солнцем. И вместе с этим закатом из мира уходит частичка чего-то важного, чего-то, без чего жизнь будет другой, совсем другой… Темная фигура одиноко виднеется на фоне яркого оранжевого неба и исчезает, смешиваясь с лентой дороги… вот примерно это представляется при прослушивании этой наиатмосфернейшей композиции. Не дано мне передать всё то, что вмещает она в себя. Легкую грусть, но в то же время полнейшее спокойствие, задевающую глубины души мелодию и прекраснейшую вокальную работу – дуэт Стрид/Равинале прекрасно передает настроение этого идущего человека, а чистый вокал отражает как бы фон происходящего, настроение того, что этого человека окружает. Пусть лирика композиции в большей степени социальная, скорее, она отражает его мысли и размышления … а сам пейзаж – кто знает, почему он видится именно таким… неожиданное, куда как неожиданное завершение альбома, но завершение великолепное. А вы только послушайте эти четыре строчки, спетые ярким чистым голосом – кажется, это опять гостевой вокал Бенни… да какая разница, важно, что это – непередаваемые ощущения.
Вот такую работу выдали нам итальянцы. Кто мог ожидать столь многого от никому неизвестного человека?.. это гений, действительно гений от метала, имя которому – Этторе Риготти. Это он написал весь материал, это он сыграл все партии, кроме баса (ну и вокалов, разумеется). Вся лирика альбома написана вторым итальянцем, Клаудио Равинале, и лирика это, надо сказать, великолепна. Понять что-либо иногда довольно сложно, однако когда ты понимаешь, что же хотел сказать этот парень, это доставляет большое эстетическое удовольствие. Важную роль играет и настроение каждой песни, которое в большинстве случаев дает понять общий настрой текстовой составляющей. Бессмысленно говорить о таких аспектах, как запись, продюссирование – все это выполнено тем же Риготти, и выполнено бестяще и безукоризненно. Баланс инстурментов блюдется с потрясающей точностью, и кощенствено было бы сказать, что какие-то партии где-то звучат не к месту. Феерическое звучание синтезатора, мощнейшие гитары, мелодичнейшие соло, грамотнейшее расположение композиций по альбому… да бесконечно можно перечислять – великолепная вокальная работа… В итоге получился шедевр модерн мелодик дэт метала, который оставил далеко позади все подобные попытки в этом стиле. Думаю, что превзойти это будет сложно, ибо на данный момент этот альбом – идеал. Хотя кто знает, что маэстро уготовит нам на своей следующей работе…
100/100
11 апреля 2008 г.