In Flames – Soundtrack To Your Escape (2004)Пожалуй, самое интересное из модерн-всё-ещё-мелодик-дэт-творений группы. Понятно, почему этот релиз вызвал столько отвращения практически везде, особенно во времена его непосредсвенного выхода: после экспериментального для группы
Reroute To Remain слушатели всё ещё надеялись на то, что он был всего лишь экспериментом, ведь толком никаких модерн-тенденций тогда ещё не существовало, собственно,
Reroute To Remain и стоял около истоков жанра и оказал огромное влияние на его дальнейшее развитие. Но возвращения не случилось, как не случилось его и далее, хотя
Come Clarity и стоит особняком в свете выбранного направления развития (а вот
A Sense Of Purpose наоборот, выглядит как раз логичнм продолжением).
Общие, «векторные» идеи остались теми же, что и на предыдущем релизе, вот только «архитектурно» исполнены они совсем по-другому (а мелочи решают всё, да-да, не устану это повторять). Если
Reroute (в тех композициях, которые действительно делали ему честь как ммдм-альбому) демонстрировал ацкент на хуковые припевы, а электронные дозы были довольно слабыми, то здесь можно наблюдать довольно редкий образец жанра, успех которого в моём понимании создан довольно сложной системой факторов. Суть сводится к тому, что все нестандартности и решающие детали ушли в область обработки звука и различных эффектов. Причём базис остался тем же самым, сплошь модерновая риффовка с «кусочно-линейным» гитарным графиком и, как говорит один юзер, «безопорными» ударными. То есть картина, с одной стороны, в большой степени точно та же самая, что и на многих других подобных альбомах (ну, вспомнить тот же
Soilwork), много разнообразной зажигательной риффовки и «вкусных» элементов ритм-секции в целом, с другой же, на это не накладываются мощные партии чистого вокала или каскадные клавишные, большинство даже "очевидных" мелодий спрятаны, рассеяны в фон. Должен сказать, что подобный мелодический стиль является как наиболее мощным, так и наиболее сложным в мелодик дэте и в других экстремальных направлениях. Сложным, потому что, во-первых, он требует мелодий определенного типа, которые бы, даже будучи отсутствующими на переднем плане, тем не менее играли бы существенную роль в песнях, во-вторых, эти партии нужно ещё так сыграть, чтобы они звучали где-то "на грани", но не проваливались в кашу, в-третьих, необходима филигранная работа звукоинженера, зачастую от этого зависит даже больше, чем от предыдущего пункта. Если задумка удаётся, то результат, как правило, обладает как минимум одним замечательным свойством — музыка требует внимательного расслушивания, получается многогранной и, как следствие, не приедается. Данный диск являет собой великолепный пример такой мелодики. Взглянем хотя бы на самые заметные композиции, которые попали в сингл
The Quiet Place - заглавная песня и
My Sweet Shadow. Во второй главной темой является незаметный закольцованный синтезаторный мотив, которому уделено в целом не очень много времени, разве что это компенсировано потрясающе красивым обыгрышем его же в аутро. Первая полностью построена на игре звуковой обработки (гитара, звучащая как синтезатор, или синтезатор, звучащий как гитара?..), которая здесь так же неуловима и притягательна, как блики солнца на волнах океана. В другие моменты равновесие может быть ещё более хрупким, например, наиболее запоминающийся момент
Dead Alone — сэмпл, проскальзывающий на протяжении всего трека (0:13 – 0:14 и далее), именно он ответственен за то, что довольно неплохой сам по себе боевик стал модерновым монстром. Да и в упомянутой
The Quiet Place есть такой же финт (0:12 – 0:14 и далее), казалось бы, песчинка, ан нет.
Чтобы делать такие альбомы, надо либо очень долго экспериментировать со звуком, либо иметь нюх на тонкости. Это не
The Isolation Game от
Disarmonia Mundi по уровню мелодической «тушеванности», но оно и к лучшему, не тот размах драйва, да и альбом всё же ориентирован именно на синтезаторные фишки. Есть, конечно, стоящая особняком открывающая альбом
F®iend, где, кроме скрима и гитар, нет вообще ничего, но она такая одна.
Вся эта хитроумная конструкция рухнула бы к чёртовой матери, если бы вокалистом группы не был Андерс Фриден. Можно сколько угодно плеваться от его вокала, тем более что он действительно специфичен, в последнее время особенно. Тем не менее, именно здесь он вписался в музыку наилучшим образом, ибо как раз в таком альбоме его больные чистовокальные фантазии оказались очень кстати да и скрим всё ещё весьма хорош, послушать хотя бы строчку "evil in a closet" в одноименной песне или ту же
Dead Alone. Шепоты, бормотания, пронзительные вопли, эмоциональные плевки в микрофон, чистые партии с кроссфэйдингом и многослойным наложением — к этому можно привыкнуть и вне контекста данного диска, однако здешнюю атмосферу и стилистику они дополняют идеально. Скрим вообще воспринимается как дополнительный инструмент ритм-секции, а чистый — бонусом в копилку сэмплов и эффектов (что блестяще проиллюстрировано смазанным переходом в конце
Superhero Of Computer Rage, когда перестаешь понимать, где вокал, а где синты), благо ни громкостью, ни мощью он никогда не отличался.
Разумеется, спродюсировано всё это на высшем уровне, малейшие неровности в звуке нарушили бы всю внутреннюю стройность альбома. Это не значит, что запись идеальна, допустим, просто она гармонична в рамках одного отдельно взятого диска. Это относится и к кристальному звуку, это относится и к превосходному балансу между акцентированными в нужные моменты клавишами и достаточно тяжелыми гитарами. И ударные также записаны на высочайшем уровне, чем-то напоминающем руку Якоба Хансена. Обычно подобное звучание, пусть даже слегка, но отдаёт пластмассой, но здесь это то самое, что и требовалось. В сложной электронной системе чуть синтетические барабаны являются лишь финальным штрихом и наивернейшей основой для создания ровного, но не монохромного альбома. А такие приятные элементы как акустическое завершение
Touch Of Red или внезапные нежнейшие клавиши во втором куплете
Dial 595-Escape довершают созданную шведами интереснейшую работу.
9/10
23 марта 2010 г.