Galneryus – Phoenix Rising (2011)Galneryus на сегодняшний день являются флагманом японской пауэр металлической сцены, будучи наиболее известной и успешной группой из многочисленной и невероятно расширившейся за последние десять лет плеяды подобных коллективов страны восходящего солнца. Сцена тамошняя, скажем прямо, является образцовой в смысле блюдения укоренившихся традиций. Традиции эти заключаются не иначе как в завете самого великого императора: если играть пауэр метал, то только и исключительно неоклассический. То есть практически абсолютное большинство японских музыкантов, которые берутся творить в этом жанре (если не вообще все до единого), идут именно по этому широкому проторенному пути, почему и звучат настолько похоже друг на друга, что слушать имеет смысл не больше максимум трёх-шести таких групп, если вы не являетесь истовым поклонником стилистики. Однако
Galneryus, возможно, потому в том числе и сумели выделиться, что неоклассика у них не такая, как у остальных не только японских их коллег. Объяснить это на пальцах можно так: вот слушаешь какую-нибудь группу с сильным неоклассическим влиянием и думаешь: «А, знакомая мелодия. Дальше, наверное, будет вот такой поворот? Ну, так и есть…». Это неприятно. Нехорошо, не греет душу, когда рефрен той или иной песни уже раз сто услышан в той или иной интерпретации. Это не случай
Galneryus; безусловно, вся их музыка пропитана неоклассическим духом, но в ней столь много отходов от типовых жанровых интерпретаций, она настолько богата разнообразными собственными мыслями и решениями, что эти самые знакомые мелодии в ней воспринимаются не более чем второстепенными вложениями в основную палитру. Хотя было так и не всегда, и в начале своего творческого пути команда точно так же шпарила классическими гармониями напропалую. Однако что-то изменилось после их третьего альбома,
Beyond the End of Despair... Следующий студийник,
One For All – All For One, и особенно сопутствующие ему неальбомные треки с синглов
Everlasting и
Alsatia / Cause Disarray были намного более самобытными в мелодической плоскости и показывали яркий, красивый и даже попросту уникальный материал. Тенденция была продолжена на следующем, самом необычном альбоме группы,
Reincarnation, который состоял из множества объёмных по хронометражу и довольно непростых по технике исполнения песен, в которых мелодической стороне отводилась роль если не второстепенная, то, как минимум, не всегда главенствующая. После него из группы из-за «музыкальных разногласий» уходит знаковая фигура, вокалист Масахиро Ямагучи, мощный и величественный голос которого был во многом визитной карточкой
Galneryus. Гитарист и лидер команды Сью сумел найти ему замену, ей стал Масатоши «Шо» Оно, бывший для большинства слушателей тёмной лошадкой. Ставка оказалась верной, и в 2010-м году был выпущен блестящий альбом
Resurrection.
Сью не стал вносить в свой стиль кардинальные корректировки, но кое-что всё же поменялось.
One For All и
Reincarnation были единым переходным периодом, характеризовавшимся такими чертами как отрывистая манера гитарной игры, редкое взвинчивание темпа, чрезвычайно акцентированные басовые партии, каких не встретишь ни у одной пауэр металической формации, и разительные вариации мелодического настроения как внутри альбомов, так и в самих треках. Resurrection знаменует то, что можно вкратце описать как «торжество гармоничности». Музыка стала мягкой, намного более плавной, текучей и быстрой, абсолютно во всех песнях основные темы получают основательное и последовательное раскрытие, все соло сыграны настолько гладко и искусно, что ими можно любоваться не один год. Вокал Шо оказался идеальным дополнением для такой инструментальной начинки (или она стала таковой, именно будучи подстроенной под него?) — столь же мягкий, певучий, без стальных, возвышенных ноток, но не менее сильный и динамичный, чем у Ямагучи. Словом, конфетка, а не альбом.
На
Phoenix Rising Resurrection продолжается если не по духу, то хотя бы по букве. Почти тот же самый звук всех инструментов, разве что соло гитара звучит чуть пронзительней, те же композиционные схемы, да и альбом в целом построен в согласии с моделью предыдущего: обязательные интро и аутро, обязательный же убойный трек под номером два, привычный номер с налётом хэви, эпичная песня в самом конце. Но, как говорится, всё так, да не совсем. Если первые прослушивания оставляют точно такое же ощущение красочного фейерверка, то далее приходит осознание: что-то не так. И начинаешь понимать, что именно: не хватает той вездесущей гармоничности, которая превращала даже нескладную на первый взгляд песню в целостный и удачный номер. О собенно это коснулось соло. Они торчат во все стороны, как концы гитарных струн из колков. Главная тема не получает достаточного развития заданных в треке вокальных и инструментальных ориентиров, заменяясь цикличными прогонами технических наворотов; зачастую соло вообще слабо связаны с мелодической окраской самой песни. Красота тускнеет и сменяется лоском, каскадные легато сменяются хаотичными стаккато. Не самые сумбурные вещи, такие как
T.F.F.B. или
Spirt of Steel, могли бы быть значительно лучше, не будь в них таких нескладных и оторванных от основных линий соло. Эту мысль, хоть и в меньшей мере, можно применить также и к вокальным мелодиям: некоторые припевы, например в
Scars или
Future Never Dies, приходится буквально собирать кусочками мозаик, чтобы отследить все изломы и переплетения линий и соединить их в единую звуковую цепочку. Менее всего такие расхождения проявились в двух балладах (но странно было бы видеть в них гитарный шред, согласитесь), хоть сами баллады и вышли слишком уж минорными и вряд ли могут посоперничать с воздушным гимном
A Far-Off Distance, поскольку голос Шо попросту не подходит для столь лиричного тона. Кстати, одна из них,
The Wind Blows — привет то ли
Sonata Arctica и их
Fullmoon, то ли
Royal Hunt и их
Season’s Change.
Казалось бы, всё плохо? Однако на помощь несколько расстроенным гитарным запилам и растрёпанному вокалу спешит разношёрстная армия спасения, в авангарде которой гордо выступает всеобъемлющий клавишный орнамент. За рядами беленьких и чёрнёньких кнопочек, а также разнообразных рычажочков и переключателей скрывается клавишник Galneryus по имени Юхки. Клавесинные неоклассические галопирующие дроби, масштабная синтетическая электроорганная рябь, внезапные пронзительные симфонические трели или лучащиеся мягким свечением переливы электропиано — клавишные присутствуют везде, нечасто перехватывая поводья, но почти всегда направляя гитары и подсказывая им, как нужно звучать, редко в какие секунды оголяя риффовку. Начиная с
Resurrection Galneryus стали одной из немногих несимфонических групп в жанре, у которой синтезатор является совершенно полноценным и необходимым инструментом, полноправно создающим свою весомую долю в звукоряде. Это даже не
Masterplan или
Stratovarius, это шаг ещё дальше. При этом сказать, что от этого музыка становится слащавой или беззубой, язык не повернётся. В середине строя шагают адъютанты, неся на прочной подставке диковинный прибор, состоящий из круглого диска с рисочками и цифрами по краям и стрелкой посередине. Стрелка уверенно подбирается к значению «200 bpm». Боевики на
Phoenix Rising сыграны уже не просто быстро, а головокружительно быстро.
Tear Off Your Chain, Future Never Dies, T.F.F.B. — так сейчас играют, наверное, только
Dragonforce. Скоростная феерия
Galneryus началась на
Resurrection, и если раньше музыка была степенной и чопорной, как королевский штандарт в спокойный, безветренный полдень, то сейчас она больше похожа на свободно развевающееся боевое знамя, изукрашенное ослепительными штрихами. А в арьергарде виднеется Сью-композитор, латающий гитарные прорехи, оставленные Сью-гитаристом. В этот раз, стоит признать, получается отменно, инструментальные недоработки с успехом компенсируются высоким уровнем сочинителя, который создал панно почти без ляпов и заплаток. Определённый сумбур, как уже было сказано, ощутим почти везде, и таково, пожалуй, визуальное воплощение альбома — ворох пёстрых лоскутов, стремящихся сложиться в логичную композицию. Но качество их столь высоко, что даже отдельные музыкальные частички хороши в мере, когда они заслуживают внимания сами по себе, вытесняя в сознании воспоминания о тех, что вышли чуть хуже. Умопомрачительный ультразвук в исполнении Шо — бог ты мой, и помыслить было трудно, что он может такое творить своим голосом, кажется, теперь даже вокальные подвиги Ямагучи в
The Awakening отступают на второй план — и убийственно прекрасные клавишные каскады, разворачивающиеся, словно павлиний хвост, в
Tear Off Your Chain, космическое, завораживающее эмбиентно-гитарное вступление в
Scars, самое насыщенное и элегантное соло и сумасшедшие басовые переборы в
The Time Has Come, неожиданный скрим поверх восхитительной гитарной мелодии в интро
The Rising и в кои-то веки получившееся действительно классным аутро
The Phoenix — лишь малая доля разнообразных изюминок пластинки. Именно поэтому не приходит даже тени мысли о том, что длительность треков в пять и более минут может свидетельствовать об излишестве и чрезмерности. Напротив, именно это и есть классика жанра, когда автор способен выразить больше, чем одну-две идеи за композицию, оформляя их в такие вот достаточно пространные формы.
И об одном ещё не было сказано — о чувствах, пробуждаемых этой музыкой. Она не вдаётся в отстранённые зарисовки о бренности бытия или метафизических материях, не вязнет в дебрях обыденности и не прячется за тьмой и печалью, хотя в наше время куда как проще нацепить скорбную маску и спрятать за ней невесть что. Она вызывает настоящую улыбку и смело зажигает сердца, она открыта и немного наивна, но невозможно не поверить в её искренность. Это тот самый пауэр метал. Это музыка Света.
9/10