MeatWolf
Posts: 12064
Has thanked: 2652 times
Have thanks: 2442 times
|
Norther – Mirror Of Madness (2003)
Сердце и ядро мелодичного Нортера, этот альбом стал последним в недолговечной вдохновлённости группы классическим звучанием финской сцены, но не последним классическим же альбомом у самой группы. Тенденции эволюции на нынешней сцене таковы, что почти все команды, начинавшие с того же, с чего начинали Нортер, рано или поздно либо отдавали концы, либо съезжали в более жесткие эксперименты (как, в сущности, сделали позже и сами Нортер). Поэтому образчиков любопытных творений в этой области не так уж много, особенно учитывая тот факт, что многие из таких альбомов были скопированы с ранних работ первопроходцев жанра, Чилдрен Оф Бодом, напрямую. Среди всех них Винтерсан стоит особняком, т.к. представляет собой параллельный курс, который пока, впрочем, мало кто хотя бы попытался подхватить. Этот же альбом явился, пожалуй, ещё и остриём копья, вонзённого в обвинения в копировании тех же ЧоБ. Парадоксально, но группа, стоявшая к ним, по идее, ближе всех, группа, которой Алекси Лайхо сам помогал на первых порах, оказалась способна именно переосмыслить существовавший в то время базис. Отрицать факт влияния ЧоБ на Нортер нет смысла, но Нортер сумели сделать то, что и привлекло меня к их музыке, и чего так не хватало и не хватает музыке ЧоБ — они внесли в неё стройность. Понятие гармоничности каждый воспринимает по-разному, но даже ранние, всё ещё мелодичные альбомы ЧоБ, были по большей части хаосом звуков. Это ни хорошо, ни плохо, это лишь мнение. У Нортера всегда просматривалась более чёткая система, в любом альбоме, будь то неоклассические пассажи и продолжительные композиции Dreams Of Endless War или угар, резкость и приземленность Till Death Unites Us. Эта стройность была и остаётся в какой-то степени построенной на костях блеска и «зрелищности», потому как найти больше пары-тройки очевидных хитов на любом альбоме группы — задача весьма проблемная. А компенсируется это тем, что найти больше одной-двух композиций, которые хочется пропустить, на каждом альбоме также очень непросто. В этом есть что-то загадочное. Уже не десять и не двадцать раз прослушана дискография, но для многих треков так и не удается чётко выявить те элементы, которые зачастую не просто держат их на плаву, но и поднимают на весьма высокий уровень. Фактически, музыка охотится на слушателя, прикрываясь этой ширмой невзрачности.
Конкретно эта пластинка наиболее ярко показывает, как можно сделать практически целиком построенный на мелодиях альбом, явных мелодий на котором было бы совсем не много. Они как бы возникают из ничего, то проскальзывая в составных соло, то выныривая со дна клавишного озера. Сложно говорить о какой-то многослойности, ибо её здесь и нет, но есть что-то, что заменяет её, создавая похожий «обволакивающий» эффект, но другими средствами.
При этой не слишком богатой выразительности, альбом получился не только необычным, но и разнообразным: каждый кусочек занял в этой мозаике своё место (да, и, судя по обложке, сложилась «вечность», а вы как думали). Черты и грани здесь смазаны, нет явных боевиков, нет гимнов, нет ничего откровенно подпадающего под клише, везде есть понемножку различных идей. Лично мне наиболее близки такие оттенки, как, пожалуй, самая выделяющаяся даже на таком фоне Midnight Walker, заглавная Mirror Of Madness, а также Unleash Hell и Of Darkness And Light. Трудно толком объяснить, почему именно они, впечатления от альбома в целом тоже размыты и нечётки, не в силу незнакомости, а потому что так исполнено композиторами и музыкантами.
И теперь взглянем на то, что сделало этот диск таким «мозаичным», а именно на атмосферу и на лирику, как на наиболее явного её проводника. Да, здесь нет чёткого сюжета, но есть мощная тема, скрепляющая воедино все осколки. Как можно понять из названия самого альбома, это тематика безумия, и безумия самого разного. У Нортера тексты всегда были «погружены во мрак» в той или иной степени, но проявлялся он по-разному — через печаль, через одиночество, через потерю, через вызов. Здесь везде и всюду он проявляется через безумие. Это не значит, что так случилось только на этой отдельной работе, на следующем, к примеру, альбоме заглавная Death Unlimited вообще была тупиком безграничной и сумасшедшей же жестокости. Но в этот раз в большей или меньшей степени таким получился весь альбом. Безумие затуманенного чужой волей человеческого осуждения, безумие отчаяния, безумие самого рассудка, терзаемого своими внутренними демонами, безумие ненависти, безумие смерти, наконец, безумие само по себе, безо всякого вектора и смысла.
Упомянутое «зеркало» здесь можно понимать в обоих смыслах, это и отражение омраченного разума, и это всамделишнее Зеркало, упомянутое в самом конце альбома. И это самое Зеркало подводит черту подо всем, оно — воплощение и последний предел, в самой Mirror Of Madness наконец речь идёт о чём-то реальном, осязаемом. Нет, это не главный герой добирается наконец до последней схватки, но человек ощущает своего врага, который измучил его, иссушил его душу, от которого нельзя убежать и с которым он вынужден схватиться лицом к лицу, и это больше, чем метафора, ведь против него — собственное отражение. И он находит в себе силы сделать это, разбить Зеркало, вырваться из тьмы и подняться, чтобы увидеть те самые Холодные Небеса.
Инструментал зря попал на японскую версию альбома. Историю нельзя лишать эндшпиля.
15 марта 2010 г.
|
|