Helloween — 7 Sinners (2010)После основательно встряхнувшего аудиторию поклонников
Helloween Gambling With The Devil, который не только вызывал немалый ажиотаж в среде преданных фанов, но также и наверняка вернул интерес для немалого числа из тех, кто на определённом этапе предпочёл от прослушивания новых альбомов устраниться, многие ждали новый диск в 2009-м году, да и более-менее равномерно выдерживаемая за долгое время пауза в 2 года между дисками давала основания на это надеяться. Вместо этого на рубеже 09/10 годов группа выпустила компиляцию
Unarmed, которая включала в себя перезаписанные в весьма неожиданных аранжировках старые хиты (от симфонической обработки до акустики и джаза) и послужила объектом пусть и не слишком активной, но довольно жёсткой критики (ещё бы, чтоб так «поиздеваться» над любимыми многими «нетленками», нужно смелость иметь). Впрочем, было ясно, что именно это и есть сюрприз к юбилею, и к «линии партии» он отношения никакого не имеет, поэтому основная доза разочарования относилась к тому, что выход нового полноформатника откладывался ещё примерно на год. И вот, по уже в некотором роде традиции, на Хэллоуин немцы выпускают эту долгожданную тринадцатую по счёту пластинку, состоящую из тринадцати треков, которая получала название
7 Sinners (пятерых из этих семи грешников угадать нетрудно, остальные два, по словам Маркуса Гросскопфа, — сам Хранитель (забавно, ведь он позиционируется как «падший ангел, помогающий человечеству») и «старина Вилли», то есть, собственно, Тыква, присутствующая на логотипе команды с самого её основания).
Положительные впечатления тут начинаются непосредственно с порога, то есть с обложки, которая наконец-то не выполнена в 3D, радует глаз разнообразными колюще-режущими предметами, имеет приятную гамму, а также попросту напоминает о
The Dark Ride. Для тех, у кого ассоциации с тем или иным диском начинаются с его визуального оформления (то есть, к примеру, для меня), это большущий плюс, ибо несмотря на зубодробительную начинку
Gambling With The Devil, художественная ценность его визуального аспекта до сих пор находится под большим вопросом. Представлять перочинные ножи и бензопилу, стилизованную под виниловую пластинку, почему-то приятней, чем клоуна с шоу уродцев вместе с пластмассовой крысой и девушкой со столь же пластмассово выглядящими прелестями. Получив таким образом необходимый предзаряд позитива, можно и музыку послушать. И даже что-нибудь в ней услышать. Например, то, что альбом в некотором смысле можно назвать компиляцией немецкого пауэр метала. Тут и множественные отсылы к прошлому самих
Helloween — цитирование мелодии
Perfect Gentleman в
Who’s Mr. Madman?, намеренное, впрочем, ибо это её продолжение, безрадостная история бравого в прошлом любимца женщин шестнадцать лет спустя, соло в
Far In The Furute из заглавной
The Dark Ride, куплеты
See The Night в
If A Mountain Could Talk, размышлении Маркуса Гросскопфа о пагубном влиянии человека на окружающую его природу, и так далее, — и характерные нотки их коллег —
Raise The Noise могла бы стать отличной песней за авторством Тобиаса Саммета, текстовка на фоне барабанов в
Far In The Future воскрешает в памяти
Armageddon Кая Хансена, вокалу в
Long Live The King, песне-посвящению кумирам Энди — Ронни Джеймсу Дио и
Judas Priest, позавидовал бы и Ральф Шиперс, а
Freedom Call стоит повнимательней прислушаться к
World Of Fantasy, чтобы получить представление о том, как именно им стоит сочинять музыку. Но никто, кроме
Helloween, не смог бы заставить всё это зазвучать настолько классно, никто не смог бы свести воедино эту невероятную гамму вдохновения. Как опытный, умудрённый мастер, группа отбирает нужные идеи, делая из плохих хорошие, а из хороших — гениальные. И она может позволить себе это, может позволить себе вообще не экспериментировать и ничего не изобретать, во-первых, потому что давно изобрела уже всё сама, а во-вторых, потому что даже спустя двадцать пять лет создаёт нечто такое, что продолжает удивлять, и конкуренцию чему составить могут очень и очень немногие.
Хитовость альбома БЕЗУМНА. Если бы существовал прибор для её измерения, к третьему треку ему понадобилась бы дополнительная шкала, к пятому он бы уже дымился от зашкаливающих значений, а к седьмому оплавился и прекратил бы функционировать вообще, дожив, таким образом, примерно до половины диска. Хоть на каждом альбоме Helloween года примерно с девяносто шестого можно было найти минимум один железный, стопроцентный монстр — например,
Before The War 96’, Push 98’, If I Could Fly 00’, Open Your Life 03’, The Invisible Man 05’, Paint A New World 07’ (хотя везде есть, из чего повыбирать) — но в этот раз их можно собрать с лихвой — полный мешок этих настоящих тыквенных чудовищ. Такой феерии не было со времён почти идеального
The Dark Ride. Среди общего заоблачно высокого уровня выделяются три венчающих диск бриллианта. Первый,
Who’s Mr. Madman?, — слепящий блеск великолепия безупречности за авторством Саши Герстнера, написавшего, по крайней мере на мой вкус, три главных хита трёх прошлых альбомов, и продолжившего эту славную традицию и сейчас. Её стоит признать хитом десятилетия для группы, ибо в ней безукоризнено абсолютно всё. Второй — потрясающая
World Of Fantasy, демонстрирующая шквал сумасшедших по мелодике гармоний, балансирующая на тонкой грани между мажором и минором и отличающаяся при этом поразительной мягкостью, и третья — трогательнейшая
The Smile Of The Sun, которая достойна называться лучшей балладой
Helloween и за которую Энди Дерис, её творец, как нельзя лучше своим голосом передавший ощущение пустой безнадёжности беспомощного одиночества, описанное в тексте, получает первый приз в номинации «вокальное эмоционирование». Одним словом, после первого же прослушивания альбома других мыслей в связи с этими песнями, кроме как «А… это… вообще… как?», в голову не приходит.
Helloween давно уже тянет в разные стороны под влиянием четырёх разных композиторов — помпезная и позитивная манера Михаэля Вайката, экспериментаторский дух Энди Дериса, убийственно мелодичные идеи Маркуса Гросскопфа и всё это вместе, а также что-то неуловимое от себя — Саши Герстнера, — однако аналогия «лебедь, рак и щука» в данном случае неверна в корне, ибо все четыре стиля гармонично дополняют друг друга, кроме этого, на данном альбоме кое-что от себя привнёс и Дани Лёбле, благодаря которому многие песни добавили в скорости и тяжести. Таким образом, материал получился невероятно разносторонним во всех аспектах. Брутальная
Long Live The King и прогрессивная
Far In The Future — совершенно, казалось бы, не подходящий альбому вклад Энди, — гимновые
Raise The Noise и
The Sage, The Fool, The Sinner Михаэля, во всей красе представляющие его композиторство последних лет, разящая наповал
Who’s Mr. Madman?, «умные»
World Of Fantasy и
If A Mountain Could Talk, а также яркая
I’m Free Маркуса, написанные с уникальным умением не утонуть в сахарности звучания, создавая в то же время удивительно мелодичную начинку, тяжеловесные
Are You Metal? и
Where The Sinners Go всё того же Энди и просто красивые
You Stupid Mankind и
My Sacrifice Саши — фейерверк разнообразия, дополненный грамотным и выверенным продюсированием Чарли Бауэрфайнда, который позволил каждой песне звучать в полном соответствии с её внутренним «ядром». В довершение всего альбом нашпигован разными приятными и неожиданными мелочами — отсутствие напрашивающихся хоров в припеве
World Of Fantasy, делающее его звучащим столь нетривиально, бластбиты от Дани в
Are You Metal?, превращающие этот и без того тяжёлый трек в небольшую клыкастую зверюгу, легкие ритмические сбивки в
Far In The Future, которых у
Helloween отродясь не было, совершенно нежданно и блестяще исполненное соло на флейте в
Raise The Noise, завлекающий и мистический голос Энди, зов вслед угасающей душе, повисшей на грани меж мирами, в минутном интро
Not Yet Today, — такие детали украшают любой альбом, делают материал в разы интересней, их наличие указывает на действительно гроссмейстерский статус команды, которая не только пишет отличные композиции, но и делает их поистине уникальными. Нет ощущения надуманных экспериментов, есть просто свободное творчество полностью в стиле
Helloween.
7 Sinners — это безусловный бенефис Энди Дериса. Никогда доселе он не звучал столь эмоционально и притягательно, складывается впечатление, что он может не просто спеть всё, но спеть это так, чтобы вокальная партия стала чем-то особенным, повела за собой все остальные инструменты. Его можно слушать даже а-капелла, настолько интересен здесь вокал сам по себе. Энди всегда был одним из лучших по вкладыванию и живописанию нужных интонаций, но в этот раз по богатству оттенков и полутонов он превозшёл сам себя — даже не читая текстов и не прислушиваясь к ним, можно в общих чертах составить представление о тематике каждой песни.
Клавишные для этой пластинки исполнил Маттиас Ульмер, и в этот раз на голову ему упал правильный кирпич вдохновения (до этого Маттиас вместе с Фриделем Амоном поучаствовал в записи
Gambling With The Devil, а также поработал над всеми классическими аранжировками на
Unarmed, его мастерство настолько впечатлило участников группы, что в этот раз ему доверили всю работу целиком), потому как ни один альбом
Helloween даже близко не подошёл к такому интенсивному и умелому использованию синтезатора, как этот. Не стоит готовиться услышать что-то, столь же насыщенное клавишными каскадами, как первые альбомы
Sonata Arctica или позднее творчество
Axxis, — клавишные у
Helloween не играли и не играют первую скрипку, но они создают второй и даже третий слой под вокалом и гитарами, добавляя музыке глубины и масштабности. В столь ярком окружении многие ноты расцветают новыми буйными красками. Тем не менее, в гитаристах у группы всё ещё не кто-нибудь, а Михаэль Вайкат и Саша Герстнер, поэтому без парочки «космических» соло, которые группа с завидным постоянством играет со времён
Push и
Revelation Better Than Raw, снова не обошлось. Собственно, в основном их пишет именно Саша, авторству которого принадлежит соло в
You Stupid Mankind, также нельзя обойти вниманием и другое его соло в
Who’s Mr. Madman? — оно умопомрачительно, впрочем, иное в этой песне было бы просто неуместно. Эти два момента в частности и захватывающая работа лид гитары в целом, которая не только ведёт блестящие сами по себе главные темы, но и исчерпывающим образом раскрывает их в соло — практически эталон игры для пауэр метала.
Самая тяжёлая песня за всю историю группы, бластбиты, прогрессивные нотки, разительные смены настроений, экспериментальные элементы, самая воздушная песня и самая необычная баллада — казалось бы, альбом должны раздирать музыкальные противоречия, он должен быть столь же гротескным, как и бензопила с нанизанными на неё остриями или составленный из кучи ржавых железок логотип. Но ничего подобного. Куча ржавых железок сложилась в слово
«Helloween», а тринадцать композиций сложились в блистательный, полный шикарной, искромётной музыки и не менее высококлассной лирики альбом группы, которая после многих лет, несмотря ни на что, остаётся верна себе и ни на йоту не сдаёт своих позиций. Час с лишним, проведенный вместе с
7 Sinners, после своего окончания оставляет только одно желание — провести следующий час за ещё одним прослушиванием.
9/10