В Москве названы лауреаты премии Дмитрия Зимина «Просветитель» 2016 года. Церемония подведения итогов премии в области научно-популярной литературы состоялась в Центральном доме литераторов. N+1 следит за происходящим с места события. Лауреатом премии в номинации «Гуманитарные науки» стал Сергей Кавтарадзе с книгой «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» (Издательский дом Высшей школы экономики, 2015).
Одна из лучших книг, прочитанных за этот год. Именно то, что я искал - введение в архитектуру для новичка, но не слишком поверхностное. Не хотелось читать банальности про то, как один стиль сменяет другой и как он в общем отражает настроения эпохи. Интересно было, как именно техническая сторона архитектуры отражает стиль, понимать это как-бы "изнутри". Для меня стало откровением например то, что история архитектуры это в каком-то смысле история технических решений перекрытия. Еще одно откровение - между взглядом сооружения и его конструкцией есть отношение, которое воспринимается как аналог честности и искренности. Ну и много других занимательных вещей - знаю теперь, что такое раскрепованный ордер, руст и нервюра, знаю почему архитектурные справочники называются витрувиями, роль массы и света итд. Забавно посмотреть на барокко и ампир глазами человека того времени и поразиться их шокирующей революционности, ломающей все заведенные правила приличия и порядка. Барокко было чем-то вроде постмодернизма шестнадцатого века, оказывается, а ренессанс родился из подобия аляповатой "лужковщины", которая отвечала вкусам нуворишей о бахатом жилье. Ценен и подробный раздел, посвященный дальнейшей литературе для изучения.
Posts: 5367
Has thanked: 3177 times
Have thanks: 1200 times
Exarcophagus wrote:Забавно посмотреть на барокко и ампир глазами человека того времени и поразиться их шокирующей революционности, ломающей все заведенные правила приличия и порядка. Барокко было чем-то вроде постмодернизма шестнадцатого века
Кх-кх, 26 глава «MCM», кх-кхм. Не разглядел особой академической свежести, но так-то вполне себе «Companion to Architecture», кому лень собирать стопку из Иконникова, Глазычева, википедии, etc, etc.
Дык ясен пень это книга не для тебя. Популярное просвещение, введение для новичка (но такое, которое сообщит что-то конкретное и осязаемое, а не повернхностные клише о набожной готике и экстатичном барокко). MCM все еще в ридинг-листе, однажды я до него доберусь.
Posts: 5367
Has thanked: 3177 times
Have thanks: 1200 times
Меня тут больше удивило, что на книгу об архитектуре вообще обратили внимание. Это хорошо. У меня, на самом деле, есть некоторые вопросы к изложению материала, акцентам и тезисам, это плохо и, в общем, никому не интересно, учитывая «вводный» характер книги, тут с методологией взрослые дяди со степенями между собой должны разбираться.
Posts: 5194
Has thanked: 1338 times
Have thanks: 1296 times
Хотел написать своё фи в читай-городе, что у них в разделе науки целая полка вот этого автора лежит, попросил книгу отзывов и предложений, а они мне выдали новую, мол, покупай.(
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
PoohCunt wrote:у них в разделе науки целая полка вот этого автора
То есть у вас там в разделе науки что-то КРОМЕ таких авторов лежит? Я думал, все научные разделы, особенно по истории, состоят из этого по умолчанию и, иногда, немного из чего-то нормального.
Dobrocleric wrote:Не разглядел особой академической свежести
Чувак, это же научпоп. Он делает ровно то, что должен делать.
Posts: 5194
Has thanked: 1338 times
Have thanks: 1296 times
Lumisade wrote:что-то КРОМЕ таких авторов лежит?
Тот же Докинз на самой нижней полке, той, которая разделена с полом толщиной дсп-шки, рядом рядом Дарвин, Марков чуть повыше. У нас сюбординастия и высука скока вам лет.
Posts: 5367
Has thanked: 3177 times
Have thanks: 1200 times
Lumisade wrote:Чувак, это же научпоп. Он делает ровно то, что должен делать.
Но там переходы между смысловыми частями, воспроизводящими википедию, в плане языка не то, чтоб с «поэтикой от сохи», но порой вода, хоть и содовая. (Но и не совсем уж «пацанский стиль», как в нонфикшене «Убийственный Париж», концептуально подходящий, но накладывающий отпечаток на «нонфикшность».)
PoohCunt, а вот ещё вспомнил, на поинте ещё рассказывал: зашёл в Ч-Г и спрашиваю, а бывает ли у вас чего из изд-ва «Стрелки», а они: „Чо за «Стрелка»?” Т.е. они даже не относительно дорогой и модной урбанистике и коммуникавистике не особо пытаются заработать, какая уж там наука и научпоп.
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
PoohCunt wrote:Марков чуть повыше
Ну так его «Эволюция человека» — это ж вообще бестселлерский бестселлер. Обычно научпоп выходит тиражом 2-3 тысячи штук, а этот двухтомник мало того, что сразу напечатали числом пять тысяч, так потом ещё (минимум) три раза допечатывали по столько же. Автор и издатель ещё страшно удивлялись, что в России столько людей вообще умеют читать.
Но если с биологией что-то ещё местами проросло, то со всем остальным науками вообще конец обеда — Стариков за экономику, Левашов и Фоменко за историю, химии нет вообще (специально искал, нашёл одну переводную книжку 2003 года). Разве что астрономию кое-как тащит одинокий Сурдин, но он всё-таки пишет для тех, кто уже интересуется и немного в теме.
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
ddx1 wrote:книги или фильмы с атмосферой, похожей на «Мельницу»
Из того, за что не очень стыдно, посоветовал бы «Ведьмака». Только не игру, а книжку и польский сериал. Из ещё ниже — Волкодава, тоже сериал (да, был ещё и сериал, и он даже немного лучше прочего).
Posts: 27043
Has thanked: 2966 times
Have thanks: 3289 times
Уважаемые знатоки, против вас играет Старик Вяйне из Петербурга.
Возможно, и даже наверняка, вам известна книга британского фантаста Артура Кларка "Космическая Одиссея 2001 года". Сюжет вкратце: человеческая цивилизация — плод форсированного воздействия некоего обучающего монолита, появившегося на Земле три миллиона лет назад. В наше время на Луне находят такой же монолит, который передаёт информационный луч в направлении Сатурна, и по его следам отправляется исследовательский корабль "Дискавери". Во время перелёта бортовой компьютер судна бунтует, и в живых остаётся лишь один член экипажа из пяти. Отключив компьютер, отважный астронавт прибывает к цели своего путешествия, спутнику Сатурна Япету, где обнаруживает ещё один, но гораздо больший монолит, который оказывается звёздными вратами. Провалившись в них, он становится очевидцем завораживающих космических панорам, а в конце книги перерождается в совершенно иное существо.
В детстве и юности эта книга была одной из самых моих любимых, и у неё есть два продолжения, которые я не читал. И вот сейчас я с радостью ухватился за возможность ликвидировать этот пробел, благо, и книга по оказии бумажная.
Внмание, вопрос: почему события первой книги описываются как произошедшие на орбите Юпитера, а не Сатурна, и совершенно не совпадают в деталях?