▪
Разговор на общие темы
|
|
|
Lumisade
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
|
Yarri wrote:и другие.
Какой элегантный способ обойти упоминание понятия «Зона». А в остальном все правильно. Все эти понятия воспитываются именно так со времен первого русского писателя блатняка Достоевского.
|
|
|
|
|
|
|
|
Lumisade
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
|
Exarcophagus wrote:не воспевал ее
С твоего позволения, ограничусь комментарием на примере «Преступления и наказания» Смысл культуры блатняка мне видится не столько в воспевании быта etc, сколько в этике и эстетике оправдания всяких антиобщественных действий через вымышленную хуету типа понятий и духовности, а также сострадания всяким пидорасам. «Жизнь несправедлива, бытие угнетает, но я право имею, поэтому пойду убью бабку» — это чего? Сострадание безработному (к слову, у Достоевского безработные почти (если не вообще) все персонажи всех произведений) уголовнику, не способному расплатиться по своим долгам — это, с позволения сказать, михаилкруг. Естественно, можно говорить о несоразмерности таланта, но концептуально попытка сострадать Раскольникову ничем не отличается от слезливой трехаккордной песни про то, как вора закрыли.
|
|
|
|
|
|
|
|
Exarcophagus
Posts: 2152
Has thanked: 1019 times
Have thanks: 748 times
|
Во-первых, расширение понятия блатняка на оправдание всяких антиобщественных действий через духовность абсолютно неоправданно. У этого слова есть свой смысл, который гораздо уже и точнее. Это музыка определенной субкультуры. Из того, что я слышал из этой музыки, они даже не пытаются оправдываться. Во-вторых, мышление Раскольникова типично ницшеанское, радикально индивидуалистическое - я илита, я могу ходить по человекам. Почему быдло имеет деньги, а я, высокоинтеллектуальная сильная личность, должен страдать? Я над лицемерной моралью и человеческими законами. В-третьих, Достоевский ему отнюдь не сочувствует, так как его философия сильно отличается от вышеописанной. Что касается сострадания, не помню конкретных примеров из ПиН, но например в Идиоте его адресатами являются члены высшего общества, в основном хорошенькие барышни. В Братьях Карамазовых какой-то мальчик, который умер от болезни, ну и еще весь окружающий мир, включая пташек итд. Кто из перечисленных персонажей пидорасы?
|
|
|
|
|
|
|
|
Lumisade
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
|
Exarcophagus wrote:Это музыка определенной субкультуры.
Мое расширение ровно до субкультуры. Никто и не пытается доказать, что Достоевский музыкант. Я изначально говорил лишь о том, что обычно уголовная субкультура в обществе присутствует как маргинальная, а в России она едва ли не доминирующая, начиная как раз с вот этого вот. Exarcophagus wrote:высокоинтеллектуальная сильная личность
Он не сильная личность. Да и не шибко интеллектуальная. Он духовно богатая личность в плохом смысле этих слов, как и положено уркагану. Просто уровень духовного богатства тут не «не мы такие, жизнь такая», а немножечко повыше. Но принцип тот же. Exarcophagus wrote:В Братьях Карамазовых какой-то мальчик, который умер от болезни
Там еще ночь с бомжом была, и молитва Дмитрия за деда, которому он сам двумя главами ранее проломил голову. По поводу последнего, кстати, вспоминается московский маньяк Саша Таджик, который после каждого убийства ходил в мечеть замаливать грехи. У мечети его в итоге и взяли. Хотя и не очень православный пример, согласен. Yarri wrote:один из главных православно-христианских и в то же время философских актов в России.
Именно так. Русская зона, как мне представляется, тоже очень православная и философская. Что же до литературных актов по этому поводу, то тот же Толстой как-то спокойно без шансона обходился.
|
|
|
|
|
|
|
|
Exarcophagus
Posts: 2152
Has thanked: 1019 times
Have thanks: 748 times
|
Lumisade wrote:Мое расширение ровно до субкультуры.
Во времена Достоевского этой субкультуры еще не было, был только ее зародок. А возникла воровская субкультура после Гражданской войны, следствием которой были миллионы детей, вырастающих на улице, и укрепилась в сталинских лагерях, где воры были привелигированной кастой. Lumisade wrote:а в России она едва ли не доминирующая, начиная как раз с вот этого вот.
По прежнему не доказано никакой связи Достоевского с воровской субкультурой. Как верно подметил Трисмегист, люди во всем мире почему-то восхищаются криминальной романтикой, это очень старое явление (Робин Гуд, например). Lumisade wrote: Он духовно богатая личность в плохом смысле этих слов, как и положено уркагану.
Не припомню ничего духовного или религиозного в рассуждениях Раскольникова, который, как было сказано выше, презирал общественную мораль. Кажется, он был атеистом. Lumisade wrote:молитва Дмитрия за деда, которому он сам двумя главами ранее проломил голову.
Деда внебрачный сын Смердяков укокошил.
|
|
|
|
|
|
|
|
Lumisade
Posts: 12212
Has thanked: 111 times
Have thanks: 1733 times
|
Exarcophagus wrote:Во времена Достоевского этой субкультуры еще не было
Ну хорошо, прото-блатняк. Еще раз: я говорю об этической составляющей вопроса, а не о внешней атрибуции. Exarcophagus wrote:люди во всем мире почему-то восхищаются криминальной романтикой
Это не то. Достоевский же не детективщик, он именно что претендует на духовность и совесть нации, попутно пытаясь оправдывать всякую мерзость. Вот, мол, посмотрите, какой хороший Раскольников: совесть проснулась, раскаялся, да и совершил в силу обстоятельств, и вообще его никак нельзя винить, потому что молодец и к богу в итоге пришел. Ну, не совсем пришел, но попытался, поэтому все равно. Exarcophagus wrote:Не припомню ничего духовного
А как же душевные метания?77 Exarcophagus wrote:Деда внебрачный сын Смердяков укокошил.
Я не про Карамазова-отца, а про чувака, которого Димочка треснул по башке, убегая. Не помню, как того звали, но он не умер.
|
|
|
|
|
|
|
|
Exarcophagus
Posts: 2152
Has thanked: 1019 times
Have thanks: 748 times
|
Меня как раз и удивило, что Раскольников, главный герой романа, на последней странице все еще оставался уверен в своей правоте, раскаяния не произошло. Позиция автора была воплощена скорее в персонаже его пассии. Lumisade wrote:у Достоевского безработные почти (если не вообще) все персонажи
Так то дворяне же - элита. Их быдло кормило. Все равно, ты меня не убедил относительно сходства этики Достоевского и этики блатняка. У вторых готтентотская мораль - то, что выгодно мне - хорошо, что невыгодно - плохо. Аппеляций к духовности там нет, кроме патриотических наколок, сострадание только к лирическому герою, олицетворяющему слушателя-бандита, т.е. речь идет о самосожалении, а не об альтруизме.
|
|
|
|
|
|
|
|
le(X)fou
Posts: 2259
Has thanked: 1235 times
Have thanks: 782 times
|
помню, в детстве я на уроке литературы брякнул что-то вроде не вижу смысла углубляться в ПиН, дескать, мое понимание нравственных вопросов однозначно трактует событие по убийству бабушки и что тут переливать, но то было голопузое детство, которому а) свойственно заблуждаться, б) максимализм, в) выпендреж в среде ровесников, Lumisade вроде взрослый человек но с какой-то трогательной категоричностью постоянно обнаруживает истины в собственных заключениях, где их искать априори странно, все же млрд. людей и тысячи лет дали миру пищу для сверки и калибровки. Какой блатняк, причем тут Достоевский, зачем это вообще. А уж насколько тема "преступник vs. общество" является краеугольной в западной культуре, так Достоевского даже и вспоминать не стоит, но троллинг Lumisade wrote:уголовная субкультура в обществе присутствует как маргинальная, а в России она едва ли не доминирующая, начиная как раз с вот этого вот.
, видимо, требует беднягу Достоевского себе на стяг, к слову, в той же школе нас, помнится, учили, что в ПиН Достоевский озвучивал личную позицию через следователя, а Раскольников, в частности, герой психологического романа.
The sky is blue, water is wet, women have secrets. Who gives a fuck?
|
|
|
|
|
|
|
|
PoohCunt
Posts: 5194
Has thanked: 1338 times
Have thanks: 1296 times
|
В позитивном топике о Достоевском. Сильные духом чтоле?
Сёдня барин начальство приехало с Парижу. Рассказывает страшные вещи, что там негров и бомжей немеряно, что там на елисейских полях грязней, чем у нас после дня города, что там по улицам просто ходить страшно столько там асоциальных элементов, красивых мужчин нет, а если есть, то пидоры, и все красивые женщины - русские. Неожиданное тёплое чувство зародилось в груди, наверное, это любовь к Родине.
|
|
|
|
|
|
|
|
Dobrocleric
Posts: 5367
Has thanked: 3177 times
Have thanks: 1200 times
|
Стоило мне день посидеть без интернета, как форум начал расцветать.
Lumisade, ну нет, у тебя какая-то проблема с разграничением. Блатняк — оно про воров и про систему, возводимую воровской средой, даже не все уголовники в неё включаются. И потом, эта система не столько антиобщественная, сколько антигосударственная.
Раскольникову же система как категория чужда, системой он мог бы признать отдельно взятого человека — сверхчеловека, потому что вокруг него, вокруг его мощи начинает выстраиваться мир, но этого состояния ещё нужно достичь. Однако вместо того, чтобы двигаться к нему, Р. болтается где-то между низами общества и маргинальным бытием. Он бывший студент, не принадлежит более к академической среде, для неё он маргинал (в отличие от родственников, письма которых всё-таки читает, да и какие-то товарищи у него водятся, пускай, что и полное нравственное тряпьё). Хотя именно там ему и следовало быть: получил бы кафедру, читал бы студентам — а вернее, сам себе — лекции об уберменьшах, о государстве и праве, был бы совершенно безобиден, разве что студенты не предложили бы создать кружок убер-анархистов. Ну, может, собачку какую придушил бы за бесполезность её существования и стыд животного царства — лай. Но вот неправильно выбрал вектор. Не понял, что перед добротным отрывом сначала нужно хорошо опереться для получения достаточного импульса, а для доброго полёта после отрыва — ещё и вскарабкаться повыше. Решил просто отвалиться как короста. Ну, коростой он и является.
Он не готов уйти в систему за маргинальной чертой, чтобы начать сначала, переписать себя и пойти вверх по некоей внеобщественной иерархии; потому и терзается муками по унтерменьшам, которых всё никак не может покинуть. Не может он их покинуть просто плотски. Он даже заболевает. Ну да, убил, ну да, присвоил, — а вот пережить это оказался не готов. Уголовник он юридически, этически он просто инфантил, не придумавший ничего лучше. Мы имеем дело с опустившимся человеком, а не с кем-то из мира блатняка, из параллельного социальному мира. Вот Стенька Разин или Пугачёв — это по блатняку; в большей степени, по крайней мере. А тут что? Да продолжение известной темы маленького человека. Просто к клерками и эксплуатируемым добавились мещанство и интеллигенция. Вернее, то ли «анти-», то ли «пост-интеллигенция». А если чуть шире, то вот эта интеллигенция включилась в мещанскую серию «о подонках» (во втором изначальном смысле слова). Вы не забывайте, что примерно в то же время увидел свет и роман «Отцы и дети», где был тоже вполне характерный персонаж — Базаров. Но он просто решил послать нахер обещство, удалившись в провинцию. Он не ницшеанец, но он тоже против системы как категории. От Р. отличается он тем, что делает это осознанно, он не такой хаотик и невротик. Р. только в конце отправляют на каторгу, и только там, на месте, когда за него уже всё решили, он осознаёт своё счастье, довольствуется малым. Впрочем, счастье — ещё один аффект.
Проблема с русской литературой мне видится чуть шире — не в том, что она про якобы блатняк, а в том, что она про невротизированных личностей, про страдающих и страждущих, которые находятся на грани, близ которой и воровство, и убийства, и самоубийства, и социальная кастрация / социальный аскетизм. И при этом всём оказывается, что по другую сторону — какой-то недосягаемый, даже не в полной мере осязаемый авторами стоицизм. В общем-то, они пишут про отражение зеркала, разглядываемое через лужу. Ну да, присмотрись — вот же оно вокруг, хотя если чуть приподнять склонённую думами и статусом башку, то всё окажется немного не так.
А уж сострадать им или нет — это проверка читателя. Автор посылает сигнал, однако ж отражается он вот так. Запрос на морально опустившихся — пожалуйста. Но запрос не подразумевает готовые варианты чувственного восприятия и отражения. В том же «ПиМ» некоторые и Сонечке сочувствуют. Она же тоже страдает. Она не маргинал, но вы посмотрите, чем она на жизнь зарабатывает. Уголовница, антиобщественница ли она? По нынешним временам — да. А тогда — получай билетик, проходи осмотры два раза в неделю — и зарабатывай.
P.S. (Чтобы вернуться к позитиву.) Кстати, где-то в жиже недавно натыкался на пост про дореволюционную проституцию и её связь с искусством. Так вот, даже «Неизвестная» Крамского — элитная проститутка, куртизанка, причём на момент написания картины свободная, ищущая папика (приличные дамы не ездили в каретах в гордом одиночестве, да ещё и столь откровенно показывая, что место рядом свободно). А то развели там про княжён грузинских (кстати, ещё одно названием проституток определённой внешности и статуса).
|
|
|
|
|
|
|
|
TDM
Posts: 15723
Has thanked: 1320 times
Have thanks: 1980 times
|
PoohCunt wrote:Рассказывает страшные вещи
Очевидно же. От пиздеца не укрыться.
HMA Southern/Stoner Squad
|
|
|
|
|
|