Бывают события, изначально обречённые на успех, и единственный в России концерт легендарных немцев Helloween ровно из таких. Причём если их обычный приезд стабильно собирает хорошую аудиторию в 1,5-2 тысячи человек в обычных клубах, то сейчас пришлось арендовать действительно огромную площадку, прямо как во времена первого визита группы в начале века. Это легко объяснимо, ведь, помимо того, что для дорогих россиян шоу было, как я сказал выше, единственным, так ещё и усугублялось "золотым" составом группы, добавившей к своей современной основе музыкантов из времён бурной молодости, когда Helloween стремительно обретали культовый статус, а песни того периода знает наизусть любой фанат коллектива. Поэтому люди ехали со всей страны — из Хабаровска, Пензы, Петербурга — и я понятия не имею, как много зрителей способна вместить арена Adrenaline Stadium (пишут, что до 7 тысяч, правда, это непроверенная информация; и в любом случае, из метал-банд у нас в стране больше смогут собрать единицы, которых можно пересчитать по пальцам одной руки запойного токаря-фрезеровщика), но сказать, что она была битком — просто скучная правда, ведь в день концерта был объявлен полный солд-аут, что для наших палестин событие крайне редкое.
Полагаю, у каждого поклонника команды есть своё мнение о лучшем составе и лучшем сет-листе для концерта, но угодить всем и каждому невозможно, да группа никогда и не пыталась идти на поводу у фанатов. Ну, правда, если бы они пригласили ещё двух человек из моего любимого периода 1994-2000, то гитариста Грапова на сцене ещё можно было бы разместить, а вот вторую ударную установку для Ули Куша уже вряд ли, да и сомнительная это идея — два барабанщика на сцене.
Так что ребята "ограничились" приглашением вокалиста/гитариста первого состава Кая Хансена и сменившего его у микрофона чуть позднее Михаэля Киске, и поехали катать мировой тур, небезосновательно назвав его Pumpkins United, а также попутно записав новый шлягер с этим названием. 7 апреля 2018 года они наконец-то доехали до нас.
За приблизительно год, прошедший с начала турне, группа, разумеется, сгладила многие шероховатости, неизбежные даже для профессионалов самого высокого уровня и придумала некоторые фишки, оживляющие стандартный порядок песен, который на 2-3 трека может меняться от шоу к шоу. Поэтому нельзя сказать, что Россия получила какой-то супер-эксклюзив (если, конечно, не считать за таковой сам факт подобного выступления), но наверняка были некие вещи, сделанные только у нас — все остальные шоу невозможно отсмотреть и сверить по youtube даже при всём желании.
Начало было заявлено на 8 вечера, и пунктуальные немцы не слишком затянули — 10 минут ожидания, отзвучавшая обязательная для каждого концерта группы "разогревающая" песня Робби Уильямса (sic!) Let Me Entertain You, — и без всякой раскачки полоснуло бритвой тревожное пронзительное вступление к нетленному эпику Halloween.
Три гитариста вместо двух, конечно, большое подспорье в подобной музыке, ведь группа славится своими бесконечными сдвоенными гипермелодичными проигрышами, в то время как третий (чаще всего, разумеется, это был Саша, предоставивший старшим товарищам полную свободу действий) вместе с ритм-секцией может создавать надёжный и мощный фон. Три вокалиста тоже, как говорится, не свистулька макаронная™, в музыке Helloween достаточно драматизма и сложных переходов, поэтому возможность развернуться была у всех.
Нет смысла описывать каждый трек, зал пел всё — и это тоже не самая обычная для нашей страны ситуация, обычно люди либо не знают текстов, либо стесняются, но вчера всё было по высшему разряду, и это ещё одно ненужное доказательство аксиомы о запредельно культовом статусе группы. Лично у меня и так простуженное горло возмутилось уже на третьей песне, что, естественно, не дало ему никаких поблажек, ведь не подпевать, а точнее, не орать во всю глотку знакомые и любимые вот уже более четверти века слова было невозможно от слова совсем.
Но несомненными персонально для меня хайлайтами я всё-таки обязан выделить March of Time, бешеную и отчаянную; Kids of the Century, всегда разрывавшую и чуть не убившую меня вчера совершенно испепеляющим риффом после первого припева; стильную и наглую Perfect Gentleman, предсказуемо превратившуюся в вокальную перестрелку Дериса с залом; бенефис Хансена, исполнившего попурри из четырёх песен с дебютного альбома группы (де-юре это не совсем так, но можно найти издание, объединяющее на одном диске первые EP, альбом и сингл); нетленку Power с моего любимого альбома, светлую и яростную; How Many Tears, которую во время первого концерта группы в Питере я, по словам соседей, орал так, что впереди стоящие слышали меня лучше, чем зальные колонки ДС "Юбилейный" — полагаю, сейчас было что-то подобное; колоссальный эпик Keeper of the Seven Keys, окончательно склонивший чашу весов в свою пользу в противоборстве со своим братом Halloween в моей голове; и, конечно же, второй бис с главными хитами команды Future World и I Want Out.
В принципе, я бы о каждой прозвучавшей песне мог разливаться соловьём, и не по одному короткому предложению, а целыми абзацами, но хорошего понемножку.
Отдельной строкой отмечу барабанное соло, в 99% случаев на выступлениях любых групп бесполезное и бессмысленное, но в этот раз посвященное безвременно усопшему ударнику оригинального состава группы, с демонстрацией видео и аудио его игры, сыгранное синхронно нынешним барабанщиком Дани.
К слову, о видео. Каждая песня сопровождалась своим видеорядом, иногда интересным, иногда "для мебели", но вот что было спорным решением — так это мультики о приключениях двух тыкв. Я понимаю, что парни люди не самые молодые в основном, и при той самоотдаче, что они демонстрируют, им, конечно, требуется иногда несколько минут отдыха, но мультики-то не так чтоб удались. Может, получше, чем новое "Простоквашино", но это не точно.
Впрочем, никакие сомнительные видеоэксперименты, равно как ни заметно устающий тянуть (но не сдающийся) Киске, ни сложный и не всегда верный баланс трёх гитар, ни чуть менее, чем хотелось бы, слышимый бас, ни уже упомянутые личные несбывшиеся пожелания к сет-листу ни на йоту не способны хоть как-то омрачить вчерашнее действо. Это было чистейшее magic in the air ©, восхитительное, ошеломляющее, яркое и ослепительное. Теперь я даже не знаю, когда я был более счастлив — на первом концерте или же вчера. Да, было бы недурно разбавить бьющую через край энергетику парой баллад — A Tale That Wasn't Right и Forever and One идеально вписались бы где-то под конец основного сета, заставив всплакнуть, а то и разрыдаться на том эмоциональном пике, но ведь и так вышло блестяще, а быть без изъяна тоже изъян.
Ещё момент: Сашу оставили главным на завершении Keeper of the Seven Keys, он играл бесконечный волшебный перебор, зал пел, а остальные музыканты по очереди уходили со сцены под восторженные аплодисменты. Понятно, что никого не обделили, что "старые новые" участники Кай и Михаэль отхватили свои львиные доли, что мозгу группы Энди и сердцу в лице Вайки тоже не на что обижаться, но мне показалось, что теплее всего публика приветствовала Маркуса. И это здорово. Может, показалось. Может, и нет.
Наверное, имело смысл взять билет в фан-зону, видимость в большом зале оставляла желать лучшего, благо, многое демонстрировалось на вспомогательных боковых экранах, но я с недоверием отношусь к неизвестным мне площадкам, даже имея их план.
Ну, и к слову о сопутствовавших деталях — если прийти за час, то вход совершенно свободный (не в плане денег, конечно, а жаль), зато ближе к началу на улице образовалась неиллюзорная очередь. Bud по триста рублей в банке и по 400 в розлив, а также тёмный Löwenbräu со вкусом светлого предлагаю владельцам пить самим. Выйти мне удалось сравнительно быстро, пусть и в давке, а вот далее, говорят, даже возникло несколько драк — словом, организационные моменты есть куда улучшать.
The last but not the least — был очень рад повидаться по означенному поводу как с участниками питерского десанта (минимум шесть человек, не считая меня; впрочем, понятно, что было много больше, ведь в ночном поезде людей в футболке Helloween ходило немало), так и с жителями столицы. Не то чтобы мы очень редко виделись, но чаще в данном случае определённо лучше. Ждём алаверды в нашем стольном граде.
На этом всё. В коротеньком списке лучших концертов в моей жизни стало на одну позицию больше. Спасибо за внимание.
Технические подробности:
Kai Hansen — wrrr, grrr
Michael Weikath — grrr
Markus Grosskopf — brrr
Sascha Gerstner — grrr, wrrr
Andi Deris — wrrr
Michael Kiske — wrrr
Daniel Löble — drrr
1. Halloween (with Michael Kiske & Andi Deris)
2. Dr. Stein (with Michael Kiske & Andi Deris)
3. March of Time (with Michael Kiske)
4. If I Could Fly (with Andi Deris)
5. Are You Metal? (with Andi Deris)
6. Kids of the Century (with Michael Kiske)
7. Waiting for the Thunder (with Andi Deris)
8. Perfect Gentleman (with Michael Kiske & Andi Deris)
9. Starlight / Ride the Sky / Judas / Heavy Metal (Is the Law) (with Kai Hansen)
10. Pumpkins United (with Michael Kiske, Andi Deris & Kai Hansen)
11. Drum Solo (Dani Löble live & Ingo Schwichtenberg recorded video)
12. Livin' Ain't No Crime / A Little Time (with Michael Kiske)
13. Why? (with Andi Deris)
14. Sole Survivor (with Andi Deris)
15. Power (with Andi Deris)
16. How Many Tears (with Michael Kiske, Andi Deris & Kai Hansen)
Encore:
17. Invitation
18. Eagle Fly Free (with Michael Kiske)
19. Blue Suede Shoes (Carl Perkins cover) (Michael Kiske & Sascha Gerstner)
20. Keeper of the Seven Keys (with Michael Kiske & Andi Deris)
Encore 2:
21.Guitar Solo (Kai Hansen)
22. Future World (with Michael Kiske)
23. I Want Out (with Michael Kiske & Andi Deris)